Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!

Охрана труда

Дата: 3 мая 2014 в 09:26, Обновлено 21 февраля в 12:20

Полезная информация

1. Опасные ситуации природного характера

2. Осторожно, огонь! (Разработка внеклассного мероприятия)

3. Дежурная аптека (познавательная игра)

4. Еда без особого труда, но не детская она. (Разработка родительского собрания)

5. Новогодний фейерверк и безопасность

6. Это загородная дорога

7. Сценарий родительского собрания "Правила поведения дома, в школе и других общественных местах"

Памятка

«Опасные ситуации природного характера»

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

«У природы нет плохой погоды» - поется в одной песне. Но не всякая погода хороша, многие по­годные условия несут в себе опасность для здоровья и жизни человека.

Погода - что под ней следует понимать?

Вы уже знаете, что Землю окружает воздушная оболочка - атмосфера. Воздушная оболочка Земли очень подвижна, непостоянна и изменчива. Изменения воздушной оболочки Земли и определя­ют погоду.

ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ПОГОДЫ

Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время.

Какие основные показатели определяют состояние погоды? О них вы слышите каждый день по радио и телевидению.

Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зави­симости от времени года, времени суток и тем­пературы воздушной массы над определенным районом.

Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на дви­жение воздуха - ветер.

Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха.

В зависимости от скорости перемещения воздуха различают: свежий ветерок - скорость ветра от 5 до 10 м/с (18-36 км/ч), шторм - скорость ветра 20 м/с (72 км/ч) и более, при скорости 30 м/с (более 100 км/ч) начинается ураган.

Другие характеристики погоды определяются наличием облачности и осадков (дождей, снега).

Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению.

Для того чтобы избежать неприятных послед­ствий, в повседневной жизни необходимо руко­водствоваться показаниями синоптиков. Если ожидается холодная погода, подумайте о теплой одежде, если дождливая - наденьте одежду, за­щищающую от дождя.

Кроме того, в природе бывают погодные явле­ния, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Это гроза, гололед и метель.

ГРОЗА

Гроза – бурное ненастье с дождем, громов и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями.

Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.

Признаки приближения грозы.

На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо.

Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает – это затишье перед бурей. Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Чем опасна гроза?

Прежде всего, молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек.

Другая опасность  - сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.

Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека.

Безопасное поведение во время грозы

Если появились признаки приближения грозы, необходимо переждать ее в помещении.

Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами заройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.

Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрываться на участке с низкорослыми деревьями.

Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.

Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).

Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в доме.

ГОЛОЛЕД

Гололед – это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности (тротуарах, проезжей части дороги) и на предметах (деревьях, проводах, домах и т.д.) при замерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -30С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.

Гололедица – это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега.

Гололед и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенного падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.

Какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы снизить отрицательные последствия гололеда и гололедицы?

Если в прогнозе погоды указывается вероятность появления на улицах и дорогах гололеда и гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить.

Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололед:

-        подобрать малоскользкую обувь с подошвой на микропористой основе;

-        приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;

-        наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделать крест-накрест или лесенкой), а перед выходом наступить в песок;

-        можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.

Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.

СНЕЖНЫЙ ЗАНОС, МЕТЕЛЬ

Снежный занос - это природное явление, свя­занное с обильным выпадением снега при скорос­ти ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжитель­ности снегопада более 12 ч.

Метель - это перенос снега ветром в призем­ном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.

Снежные заносы и метели приводят к тому; что под снегом оказываются здания, останавливается движе­ние на автомобильных и железных дорогах, наруша­ется нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При ме­тели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв воздушных линий электропередачи.

Безопасное поведение во время метели

При получении сигнала о приближении мете­ли плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о сред­ствах автономного освещения (фонарях, керосино­вых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.

Во время пурги старайтесь не выходить из дома.

После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае пол­ностью действуйте по плану родителей, помогай­те им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.

Если сильная пурга застала вас в дороге, зай­дите в первый попавшийся дом и попроситесь ос­таться в нем до окончания метели.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЕМАХ

Многие современные города и населенные пункты расположены на берегах рек, озер или морей, во многих есть пруды, водохранилища и др.

С давних пор человек использовал воду рек и озер в своем хозяйстве и быту. Для бытовых нужд, особенно для питья и приготовления пищи, нужна чистая питьевая вода.

Эта вода в процессе ее промышленного использования загрязняется различными химическими веществами, становится непригодной для использования человеком и сбрасывается в реки и озера, загрязняя их. Поэтому в черте города и вблизи него вниз по течению вода в реках непригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания.

Летом, в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться. Помните о том, что сбрасываемые в реки неочищенные сточные воды из городов и населенных пунктов представляют большую угрозу для здоровья человека.

Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено.

Есть и еще правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев.

Дно водоема в месте купания должно быть пологим, ровным, плотным, лучше песчаным.

Скорость течения воды не должна быть более 10 м/мин. Не следует купаться в местах с быстрым течением.

Желательно, чтобы температура воды была не ниже +180С. Глубина водоема для не умеющих плавать не должна быть более 1,2м.

Если вы еще не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около берега. Никогда не купайтесь в одиночку. Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке с необходимым набором спасательных средств.

Не следует входить в воду вспотевшим и разгоряченным, сразу после приема солнечных ванн или после подвижных игр. Прежде чем войти в воду, необходимо охладиться, отдохнув в тени. Не рекомендуется входить в воду сразу после приема пищи. Сделайте перерыв не менее 1 ч.

Правилами запрещается:

-        нырять и прыгать в воду в незнакомых метах;

-        заплывать за буйки;

-        выплывать на судовой ход и приближаться к судам;

-        устраивать в воде игры, связанные с захватами;

-        далеко заплывать на надувных матрасах или камерах.

Самый лучший способ чувствовать себя уверенно в воде – это научиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их к себе. После этого немедленно плыть к берегу.

Необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.

Безопасность на замерших водоемах.

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

-        наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;

-        на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

-        в местах впадения в озеро (речку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей – 12 см.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости в туман, пургу, метель, сильный снегопад.

Если вы провалились под лед:

-        не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью телу на кромку льда;

-        постарайтесь опереться локтем на лед и  переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, то есть возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);

-        осторожно вытащите на лед ногу, затем вторую;

-        постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);

-        на твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Осторожно, огонь!

Материал для внеурочного мероприятия

Классная комната оформлена плакатами, рисун­ками на противопожарную тематику.

                                                                                           

Примерное содержание лозунгов и плакатов:

Спички не тронь,

В спичках — огонь!

Чтобы в ваш дом

Не пришла беда,

Будьте с огнем

Осторожны всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

На стендах выставлены детские книги:

Б. Житков. «Пожар в море», «Дым», «Пожар»;

Л. Н. Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки»;

Е. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял»;

Ю. Яковлев. «Кто о чем поет»;

С. Я. Маршак.  «Кошкин  дом»,   «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;

К. Чуковский. «Путаница»;

Г. Цыферов. «Жил на свете слоненок».

Ведущий.

Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии.

Огонь — давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.          

1-й ученик.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печет.

                                 Е. Ильин

2-й ученик.

В работе электросварщика используются полез­ные свойства огня.

Ты видел, как он

Управляет огнем?

Железная маска

Надета на нем.

Вот строится дом —

Посмотри поутру:

Он в стеганной куртке

Сидит на ветру.

Варил он опоры

Могучих мостов,

Варил он суда

Из огромных листов...

Железо с железом

Он может сварить!

Он добрый волшебник,

Что тут говорить?!

                           Л. Куклин

Ведущий.

Но случается, что когда огонь из верного дру­га превращается в беспощадного недруга, уничто­жающего в считанные минуты то, что создава­лось долгими годами упорного труда.

3-й ученик.

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

4ученик.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!..

5ученик.

Да, огонь бывает разный —

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

6-й ученик.

Злой огонь — огонь пожара,

Злой огонь — огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!    

                                     Е. Ильин

Ведущий.

Часто пожары возникают по вине школьни­ков.

Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строе­ний или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда разду­ваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.

Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор.

Нередко ребята играют на чердаках или в подва­лах жилых домов.  Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, поль­зуются спичками.

1-й ученик.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

2-й ученик.

Младшим братьям и сестричкам

Пионеры говорят:

«Крепко помните, что спички —

Не игрушка для ребят»!

3-й учениц

Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Сережу врач

Лечит от ожога.

От такого пугача

Путь обычный до врача!

4-й ученик.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей,

Может быть беда большая

Для построек и людей.

                      Б. Миротворцев

Ведущий.     

Очень опасна шалость с легковоспламеняющи­мися и горючими жидкостями, такими, как бен­зин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями.

Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приго­товить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электриче­ские приборы.

5-й ученик.

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минутки

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит — три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

6-й ученик.

Этот дядя не жалеет, что в лесу

Окурок тлеет...

На такого дядю глядя,

Мы, ребята, скажем речь:

«Как же Вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!»

7-й ученик.

Кто от молнии спасает?

Это молниеотвод!

Он в грозу нас не подводит

В землю молнию уводит.

                    Б. Миротворцев

8-й ученик.

При пожаре,

При пожаре 

Знает каждый гражданин:      

При пожаре,

При пожаре 

Набирают «Сто один»!

И вот машины красные 

Спешат в места опасные.

Прохожие сторонятся —

Пожарные торопятся!

                      Л. Куклин

Ведущий.

Но иногда в жизни случается и так, как на­писано в стихотворении С. Я. Маршака «Рас­сказ о неизвестном герое».

1-ученик.

Ищут пожарные,   

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Ведущий.

Вот таких героев, ваших сверстников, в нашей стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество.

Юных, героев награждают медалями «За отвагу на пожаре».

Ведущий объявляет конкурс «Отгадай загадку».

  1. Выпал на пол уголек,
    Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,  

А залей его... (водой).

  1. Если младшие сестрички
    Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те ... (отнять).

  1. Если где хранится мусор

  Или просто разный хлам,

  Надо будет потрудиться,

  Навести порядок там.

  Метлу, лопату взяли

  Быстро все ... (убрали).

  1. Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

  1. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь).

  1. Что бывает,

 Если птички

Зажигают дома

Спички? (Пожар).

  1. Летела мошка —
    Осиновая ножка.
    На стог села —

Все сено съела. (Спичка.)

  1. То назад,
    То вперед
    Ходит-бродит
    Пароход,
    Остановишь —
    Горе.

Продырявит

Море. (Утюг.)

Из каких произведений взяты следующие строки?

1.«Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»

                      (К. Чуковский. «Путаница»)

2.«И  вдруг заголосили: «Пожар!

Горим! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом»

                                (С. Маршак. «Кошкин дом»)

3.«Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом»

                     (С. Михалков. «Дядя Степа»)

Наиболее активные участники конкурса награж­даются памятными призами, открытками.

Ведущий.

Запомните дети,

Правила эти.

1-й ученик.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

2-й ученик.

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

3-й ученик.

Не суши белье над газом —

Все сгорит единым разом!

4-й ученик.

Когда без присмотра оставлена печь —

Один уголек целый дом может сжечь.

5-й ученик.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

6-й ученик.

Костер вы бросили в лесу —

И вот несчастье на носу.

7-й ученик.

Ты о пожаре

Услыхал —

Скорей об этом

Дай сигнал!

Ученики (хором).

Пусть помнит

Каждый гражданин —

Пожарный номер —

Сто один!

Ведущий.

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую — здоровье и жизнь людей.

Ученик и ученица.

Такая у нас эпоха,

Время такое у нас...

Чтоб не было людям плохо

За счастье борись каждый час.

За радость, за жизнь, за счастье

В бой каждый день идет

Пожарный, хирург и мастер,

Токарь и садовод.

У счастья людского на страже

Заняли мы рубежи,

Потому что отважным

Эпоха принадлежит.

                                В. Порудомонский

Под звуки песни «Мы — пожарная дружина» (В. Сережников — И. Светличный) дети расхо­дятся.

                                        

ДЕЖУРНАЯ АПТЕКА

Познавательная игровая программа

Цель и задачи:

  • развивать навыки сотрудничества в группах;
  • выявить индивидуальные творческие способности;
  • формировать бережное отношение к окружающей среде;
  • развивать навыки оказания первой помощи.
 

Пояснительная записка

Конкурс «Дежурная аптека» проводится в форме коллективного творческого дела. Про­должительность около 1,5 часа. Возраст участ­ников — 11—16 лет. Участники разбиваются на 6 команд по 6 человек. Идея конкурса состоит в том, что каждая команда представляет собой группу посетителей дежурной аптеки. Коман­дам предстоит посетить аптечные отделы, где они смогут познакомиться с ассортиментом ап­теки и выполнят ряд увлекательных творческих заданий. Конкурсная программа может прово­диться в помещении либо на свежем воздухе. Каждый конкурс оценивается настоящими витаминами по индивидуальной системе. Первый конкурс предполагает предварительную подго­товку команд (домашнее задание). Ведущий мо­жет выступать в роли аптекаря.

Вспомогательные материалы, средства, оформление:

  • шесть стеклянных ёмкостей с лекарствен­ными растениями;
  • листы бумаги и шариковые ручки;
  • шесть баночек, которые команды исполь­зуют в качестве аптечки.

Содержание конкурсной программы

Ведущий.Здравствуйте, дорогие друзья! Пе­реступив этот порог, вы вошли в чудесное по­мещение тайн и открытий фармацевтики. Наша аптека работает круглосуточно и без выходных, потому она и называется «дежурная». Вы, ребя­та, в любой момент можете зайти к нам спро­сить совета или приобрести необходимое ле­карство. Наши двери всегда открыты для вас!

Сегодня мы приглашаем вас на экскурсию в нашу дежурную аптеку. И прежде чем расска­зать о том, что тут есть, познакомимся с вами. Объявляю первый конкурс под названием «По­сетителей не ждали?..». Вам необходимо назвать свой коллектив, представить себя и объяснить, зачем вы пришли в нашу аптеку. Принимается любая форма представления. Жюри будет оце­нивать, насколько ярко и оригинально предста­вились участники. (Представление жюри.)

В нашей аптеке можно своим творчеством и знаниями заработать витамины. Все получен­ные витамины вы будете складывать в свои ап­течки. (Раздаются баночки, которые команды в качестве аптечки могут использовать в тече­ние всей игры.) За первый конкурс максимально можно получить четыре витаминки.

Конкурс № 1 «Посетителей не ждали?..»

Идёт выступление команд. Жюри оценивает участников, вручает витамины.

Ведущий. Уважаемые посетители, мы при­глашаем вас в первый наш отдел «Медтехника», где продаются медицинские принадлежно­сти и медицинские приборы. Попрошу всех по­дойти к кассе.

Я уверен на все 100 %, что каждый из вас когда-нибудь что-либо покупал в таком отделе. Случается так, что, придя в аптеку, вы не може­те вспомнить название того предмета, который вам необходимо купить? Сейчас мы и прове­рим, как вы будете выходить из такой ситуации. Объявляется конкурс «Дайте мне вот это...». Я предлагаю выбрать по одному представителю от каждой команды, подойти к столу и выбрать карточку с названием предмета, который можно приобрести в нашем отделе.

Вы должны объяснить продавцу, что вам не­обходимо купить. Объяснять можно и словами, и жестами, но при этом нельзя произносить на­звание предмета. Если жюри поймёт вас, то ва­шей команде будут вручены витамины. Вам да­ётся одна минута на подготовку и возможность посовещаться с командой.

Конкурс № 2 «Дайте мне вот это...»

Команды готовятся. По истечении времени все команды по очереди приглашаются для выступле­ния. Жюри оценивает этот конкурс по следующей системе: если жюри отгадало с первой попытки, то команда получает три витаминки, если со вто­рой попытки — две витаминки, если с третьей — одну витаминку. Командам предлагаются такие предметы: клизма, марля, вата, грелка, ингалятор, капельница, утка, шприц.

Ведущий. В нашей аптеке, как и в любой другой, работает большое количество персо­нала. Все они высококвалифицированные фар­мацевты. Среди них есть очень милая бабушка-травница. Если покупателю необходимо купить лекарственные растения, они всегда обращают­ся к ней. Дело в том, что бабушка знает практи­чески всё о травах. Прежде чем продать лекар­ственное растение, она обязательно выяснит у покупателя, что ему известно о его свойствах.

Я приглашаю вас в отдел «Дары природы», где и работает бабушка-травница.

Объявляется конкурс «Целебная кладовая».

Вот перед вами сидит бабушка-травница. Что­бы купить у неё какое-либо лекарственное рас­тение, вам надо занять очередь в этот отдел. Для того чтобы определить очерёдность команд, я попрошу капитанов подойти к столу и выбрать одну из карточек. Номер на карточке укажет на очерёдность команд в этом конкурсе.

Итак, если ваша очередь подошла, мы при­глашаем вас к столу бабушки-травницы, где вы должны выбрать одну из баночек с лекарствен­ными травами. Но приобрести эту баночку мож­но только в том случаи, если сможете ответить на три вопроса различной сложности. При этом баночку можно взять в руки, понюхать содер­жимое, но доставать нельзя. Если вы отвечаете на вопрос первого уровня сложности, получае­те одну витаминку, а если не отвечаете — усту­паете очередь следующей команде. Если от­вечаете на второй вопрос, получаете ещё од­ну витаминку. Если вы сможете ответить ещё и на третий, самый сложный вопрос — получаете третью витаминку и баночку с растением. Итак, приглашается первая команда...

Конкурс № 3 «Целебная кладовая»

В порядке очереди команды подходят к ба­бушке-травнице. В конкурсе могут быть исполь­зованы следующие травы: ромашка, зверобой, мята, чабрец, бессмертник, шиповник.

Баночка № 1. Бессмертник

1.      Какое растение находится в баночке?

2.    Почему цмин песчаный в народе называют «бессмертником»?

(Бессмертник — это народное название. Связано с особенностью растения сохранять в высушенном виде не только цвет, но и форму.)

3.    Для лечения каких заболеваний используется бессмертник?

(Применяется при заболеваниях печени, усиливает тонус желчного пузыря, стимулиру­ет секретную функцию желудка и поджелудоч­ной железы, повышает диурез.)

Баночка № 2. Зверобой

1.      Какое растение находится в баночке?

2.      Почему это растение получило такое название?

(Оно считается ядовитым, но опасно толь­ко для животных.)

3.      Для лечения каких заболеваний используется зверобой?

(Зверобой применяется при ревматизме, заболеваниях желудочно-кишечного тракта (яз­ва и диарея), при заболеваниях печени, желчного пузыря, циститах, в качестве наружного сред­ства применяется при ожогах II—III степени, а также для смазывания дёсен.)

Баночка № 3. Мята

1.       Какое растение находится в баночке?

2.    Если в рот положить листок мяты, то какие ощущения при этом возникают?

(Долгое ощущение холода.)

3. При каких заболеваниях используется пе­речная мята?

(Внутрь применяется при стенокардии, болях в области желудка и кишечника. Наруж­но — при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних ды­хательных путей, при бронхите.)

Баночка № 4. Шиповник

1.Какое растение находится в баночке?

  1. В каком месяце обычно цветёт шиповник?(В мае.)
  2. При каких заболеваниях используется ши­повник?

(Плоды используются при острых и хро­нических инфекциях, при атеросклерозе, нефри­тах, острых и хронических заболеваниях печени, кишечника, при кровотечениях, травматиче­ском шоке, а также при пневмонии, бронхиаль­ной астме, хроническом гепатите, холецисти­те, для лечения глаз.)

Баночка № 5. Чабрец

1.     Какое растение находится в баночке?

2.     В каких местах растёт чабрец?
(Растёт на сухих открытых песчаных местах, по холмам, около кустов, в сухих сосновых лесах.)

3.     При каких заболеваниях используется чабрец?

(Используется при бронхитах, пневмонии, как болеутоляющее средство при радикулитах и невритах, в качестве обезболивающего средства — при заболеваниях суставов, мышц и периферических нервных стволов.)

Баночка № 6. Ромашка

  1. Какое растение находиться в баночке?
  2. Сколько лет живёт ромашка? (Один год.)

3. При каких заболеваниях используется ромашка?

(Усиливает и учащает дыхание, увеличи­вает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга, возбуждает аппетит, обладает противовоспалительным, противо­аллергическим, местноанестезирующим дей­ствием, при спазмах кишечника, воспалении пе­чени и желчного пузыря, почек, а также наружно как антисептическое средство.)

Ведущий. Я очень рад, что вы хорошо раз­бираетесь в лекарственных растениях. Сейчас я приглашаю вас в отдел лекарственных препара­тов «Фармация».

Я думаю, что вы знакомы с различными пре­паратами. Названия некоторых из них мы часто слышим с самого детства. А всегда ли мы используем их по назначению?

Объявляется чет­вёртый конкурс под названием «Каждому — своё». Вам раздаются карточки с названиями лекарственных препаратов, которые нужно рас­пределить по группам, обозначенным на боль­ших рецептурных листах. Это необходимо сде­лать в течение одной минуты.

Конкурс № 4 «Каждому — своё»

В этом конкурсе за каждый правильный ответ команда получает по одному витамину. Каждой команде раздаются карточки разных цветов, но с одинаковым набором препаратов: корвалол, ва­лидол, нитроглицерин, но-шпа, фестал, мезим, ампициллин, тетрациклин, пенициллин, цитрамон, парацетамол, аспирин, бромгексин, «Доктор Мом», мукалтин. Карточки необходимо закрепить на пя­ти рецептурных листах с названиями:

  • «Лекарства для лечения заболеваний сердца»;
  • «Лекарства для лечения пищеваритель­ной системы»;
  • «Антибиотики»;
  • «Обезболивающие и жаропонижающие препараты»;
  • «Лекарства от кашля».

Ведущий.Уважаемые посетители, справа от меня на столе разложены рекламные буклеты новых лекарственных препаратов, а слева на стене мы оставили место для вашей рекламы. Мы начинаем конкурс под названием «Налетай! Покупай!». Но прежде заглянем в отдел профи­лактических средств и препаратов «Витамин». Именно здесь вам необходимо придумать рекла­му новым витаминам. Для начала каждой коман­де необходимо выбрать жетон с определённым цветом. На столе вашему вниманию представле­ны упаковки витаминов. Они стоят на цветных салфетках. По цвету жетона и салфетки вы смо­жете выбрать себе упаковку тех витаминов, ко­торые вам необходимо будет прорекламировать. Время на подготовку задания — 5 минут. Жюри оценивает оригинальность и убедительность ва­шей рекламы. За тот конкурс максимально мож­но получить четыре витаминки.

Конкурс № 5 «Налетай! Покупай!»

По истечении времени все команды по оче­реди приглашаются для выступления.

Ведущий.Мы подошли к последнему отделу нашей аптеки. Это отдел препаратов первой не­обходимости «Скорая помощь». Здесь вы може­те приобрести медикаменты для оказания пер­вой помощи.

Каждый из вас знает, как важно уметь в труд­ной ситуации оказать первую помощь постра­давшему. Объявляется последний конкурс «Ско­рее скорой». От каждой команды я попрошу сюда выйти по одному человеку. Этим участни­кам предстоит сыграть роль пострадавших в ав­томобильной аварии. С помощью цветных клей­ких меток мы определим места повреждений у наших пострадавших. Синий кружок на лице — синяк от ушиба, красный на ноге — глубокая рваная рана, зелёный на руке — сильное растя­жение. По сигналу «старт» вы должны всей ко­мандой оказать первую помощь своему постра­давшему другу. Для этого можно использовать те предметы и препараты, которые видите пе­ред собой: зелёнка, йод, вата, эластичный бинт, марлевый бинт, лейкопластырь. Жюри оцени­вает быстроту и качество выполнения задания. Максимально в этом конкурсе можно получить пять витаминов.

Конкурс № 6«Скорее скорой»

Конкурс проводится с музыкальным сопро­вождением. Жюри оценивает участников.

Ведущий.Наша экскурсия по дежурной ап­теке подошла к концу. Сегодня вы не только по­знакомились с ассортиментом аптеки, с нашими фармацевтами, а также вспомнили навыки ока­зания первой помощи, хорошо провели время и приобрели лекарственные растения.

Команда, которая собрала самое большое ко­личество витаминов, награждается почётной гра­мотой самого эрудированного и творческого по­купателя. Предоставим слово жюри, чтобы узнать имена победителей. (Награждение команды.)

Мы будем очень рады вновь увидеть вас в нашей аптеке. Но лучше заглядывайте сюда просто так, из любопытства, а не за лекарства­ми.

 До свидания! Будьте здоровы!

ЕДА БЕЗ ОСОБОГО ТРУДА,

НО НЕ ДЕТСКАЯ ОНА

Родительское собрание

IX класс

Цель: помочь родителям понять, что правильное и рациональное питание в семье сохраняет физическое и психическое здоровье.

Форма проведения: беседа за круглым сто­лом с врачом-валеологом.

Подготовка к родительскому собранию:

  1. Разработан семейный тест «Какое у вас отношение к питанию» с целью семейного обсуждения. (Приложение 1.)
  2. Разработана памятка для родителей по правильному питанию. (Приложение 2.)

    Учитель. При недавнем медосмотре наших детей была выявлена группа ребят, у которых уже есть заболевания желудочно-кишечного тракта и другие различные болезни. Из 28 человек основную медицинскую группу имеют 14 человек, т. е. 50 % учащихся имеют какие-либо заболевания. Меня тревожит и тот факт, что всё чаще дети жалуются на боли в желудке. Недавно у нас прошел классный час «Разум­но есть — долго жить». В связи с этим мы и проводим наше родительское собрание, так как во многом от родителей зависит, как и чем питается их ребенок. И, конечно, нужно помнить, что характер питания оказывает влияние на рост, физическое и психическое развитие и является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышает устойчивость детей к инфекциям, агрессивному воз­действию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям.

Врач-валеолог. К газированным напиткам относятся такие, как «Кока-Кола», «Пепси-кола», «Пепси», «Сэвен-Ап», «Миринда», «Фан­та» и др. В их состав входят различные консерванты (например, бензойная кислота — Е 211), ароматизаторы и красители (например, сахарный колер — Е 150, желтый хинолиновый — Е 104 и др.), загустители (гуммиарабик — Е 414, этерифицированные камеди и др.) Кроме того, все газированные напитки содержат углекислоту (диоксид углерода), чрезмерное использование которой раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребенка, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастрит. Именно поэтому использование сильногазиро­ванных и газированных напитков является не­желательным для дошкольников и школьников. Необходимо учитывать, что употребление газированной воды может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника. Поэтому детям с пред­расположенностью к заболеваниям желудочно-кишечного тракта или уже страдающим эти­ми заболеваниями (например, гастритом) рекомендуется исключать эти напитки из рациона. Важно помнить о том, что газированные напитки могут вызывать реакцию непереносимости у детей. Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности продукта, являются довольно сильными аллергенами. Таким образом, про­явление симптомов пищевой аллергии может быть связано не с каким-либо конкретным напитком, а с компонентами, входящими в состав широкого спектра напитков.

Газированная вода особенно противопоказана детям, имеющим избыточный вес, страдающим сахарным диабетом, заболеваниями печени.

Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес. Даже если в качестве подсластителей используются сахарозаменители, газированная вода не утоляет жажду, поскольку не устраняет так называемую «остаточную сладость». А это означает, что чем больше употребляешь такую воду, тем больше хочется пить.

Обычная газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ. Следует упомянуть также об отдельных видах негазированных напитков, примерами которых могут служить инстантные сухие напитки «Витастарт» и «Золотой шар». Они представляют собой концентраты для приготовления витаминизированных быстрорастворимых в воде напитков для детей и подростков. В их состав входят только натуральные компоненты: сахароза, лимонная кислота, природный аромат, природный краситель (бета-каротин), лактат кальция, глюкозный сироп, декстроза, витаминно-минеральные комплексы. Однако относиться к ним следует как к специально созданным продуктам, позволяющим восполнить дефицит некоторых витаминов в рационе питания детей. Особенно удачным будет их использование в весенний и осенний периоды.

Каши, бульоны и супы быстрого приготовления представлены на рынке в большом ассортименте. Состав их также несколько отличается. Так, например, в состав каш быстрого приготовления входят специальные обработанные зерновые куль­туры (гречка, кукуруза, ячмень и т. д.) — часто в виде хлопьев или измельченных зерен с кусочка­ми сушёных фруктов или ягод, овощей или мяса, грибов, — зелень. Для улучшения вкусовых ка­честв продукта ряд производителей используют искусственные подсластители, красители.

В состав концентратов бульонов и супов, которые после разведения водой легко превращаются в «настоящие» бульоны и супы, например со вкусом говядины, свинины, входят: сахар, глутамат натрия (Е-621), очищенное гидрогенизированное растительное (пальмовое) масло, краситель, поваренная соль, лимонная кислота, пряности, ароматизаторы, идентичные натуральным, сушёное куриное или говяжье мясо, грибы.

Необходимо помнить о том, что чрезмерное увлечение такого рода продуктами в ряде случаев может спровоцировать обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. По­этому необходимо обращать внимание на состав продукта, который указан на упаковке.

Многие производители обогащают каши и другие продукты быстрого приготовления витаминноминеральными комплексами. В связи с этим рекомендуется вводить эти продукты в рацион питания детей как можно более старшего возраста.

Лапша быстрого приготовления представле­на на рынке в большом ассортименте, ее отли­чительной особенностью является наличие боль­шого количества специй. В процессе технологи­ческой подготовки она проходит стадию, которой нет при приготовлении традиционных макаронных изделий: она обжаривается в растительном масле. В ходе этой обжарки из лапши удаляют влагу, что увеличивает срок ее годности. Кроме того, в упаковку вкладывают пакетики с основой для бульона, состав которого и влияет на здоровье.

В состав картофельного пюре входят картофель, специи, лимонная кислота, консервант, соль и антиоксиданты. Картофельное пюре представляет собой сухой инстантный продукт, готовый к употреблению после его разведения смесью воды и молока. Рекомендуется добавлять так­же соль и сливочное масло по вкусу. Поскольку в результате апробации картофельного пю­ре у большого количества детей переносимость данного продукта была признана удовлетвори­тельной, можно рекомендовать его использова­ние в детских коллективах при отсутствии нату­рального картофеля, но не чаще нескольких раз в месяц при обязательном использовании в пи­тании школьников продуктов всех других пище­вых групп.

Чипсы, сухарики занимают большой удельный вес в рационе питания современного школь­ника. Согласно технологии приготовления, ломтики сырого картофеля или специально приготовленного теста, в состав которого может входить картофель, обжаривают в большом количестве растительного масла. Затем добавляют соль, специи, усилители вкуса, красители и антиоксиданты. Чипсы и сухарики содержат большое количество жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов, специй и соли. Они являются поставщиками пустых калорий, которые могут остаться в виде избыточных жировых отложений в области талии и бедер у подростков. Таким образом, чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирение в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

 Очень популярны среди нашего населения кафе быстрого питания типа «Макдональдс», «Белорусское бистро» и т. д. Дети часто ходят туда вместе, а то и по инициативе родителей, чтобы отметить праздник, день рождения, да и просто перекусить. Что предлагает кафе типа «фаст-фуд» детскому организму? Прежде всего, большое количество калорий, насыщенных жиров, холестерина и натрия. А это как раз то, что нужно для развития болезней цивилизации: ожирения, гипертонии, атеросклероза. Так, например, стандартный обед, который предлагается ребенку в «Макдональдсе», содержит больше половины суточной нормы для взрослого человека калорий, холестерина и соли. Можно было бы порекомендовать выбирать порции поменьше. Одна­ко в кафе быстрого питания такое не практику­ют. Вспомним, например, что в «Макдональдсе» детская порция высококалорийного коктейля начинается с 250 мл, а газированного напитка — с 300 мл. Использование продуктов высокой термической обработки, лишенных не только вита­минов и микроэлементов, но и пищевых воло­кон, необходимых для нормальной работы желу­дочно-кишечного тракта; применение агрессив­ных методов термической обработки: обжарива­ние продуктов, их повторный разогрев, фритюр; добавление специй и соли в больших количест­вах — всё это позволяет рассматривать такое пи­тание как редкое исключение.

Майонез — очень популярная приправа для салатов, а также компонент для приготовления первых и вторых блюд. Даже использование тех сортов майонезов, где не закладываются искусственные консерванты и красители, не гарантирует абсолютную полезность для здоровья ребенка, учитывая высокий процент содержания в них горчицы, уксуса и соли. Детям не рекомендуется использование этого продукта в повседневном рационе, поскольку это может сказаться в первую очередь на состоянии желудочно-кишечного тракта. Более того, на потребление этого продукта должны быть наложены строгие ограничения для детей, имеющих избыточный вес и склонность к ожирению, а также для детей, имеющих аллергические реакции на продукты или ингредиенты майонеза.

Сардельки и сосиски являются излюбленными блюдами людей во многих странах мира. Быстрота приготовления и разнообразие гарниров, которые можно подать к ним, обусловили их широкое распространение.

  В рецептурах сосисок и сарделек в зависимости от их сорта предусмотрено использование мясного сырья как высококачественного, так и низкосортного, т. е. с повышенным содержанием жира и добавлением субпродуктов. Повсеместным в наше время является использование различных функциональных добавок, которые позволяют наряду со снижением себестоимости продукции за счет использования низкосортного сырья сохранить удовлетворительные качества для потребителя: стабильный розовый цвет, аромат, консистенцию. Допускается хранить сосис­ки и сардельки всех сортов в натуральных и искусственных газопароводопроницаемых оболочках до пяти суток. Ассортимент сосисок, колбас и сарделек, представленных на рынке, достаточно широк, и производители, стремясь к увеличению срока годности своих продуктов, вводят всё новые консерванты, которые позволяют хранить, например, сардельки в газопароводонепроницаемых упаковках до 40 суток.

Мясные блюда служат источником необходимых человеку веществ — белков, кальция, железа и ряда витаминов, недостаток которых приводит к отставанию в физическом и умственном раз­витии. Однако ни сосиски, ни сардельки не являются продуктами, идентичными натуральному мясу. Более того, они уступают ему по показателям пищевой ценности и содержат ряд пище­вых добавок. Поэтому использовать колбасные изделия при организации питания ребенка надо не чаще чем 1—2 раза в неделю, и уж совсем не каждый день, как поступают многие.

Надо отметить, что большой популярности га­зированных напитков, чипсов и других продук­тов, рассмотренных выше, способствует реклама этих продуктов. Мы, врачи и педагоги, должны противопоставить ей знания о здоровом образе жизни, вкусной и полезной пище, которые необходимо донести до сознания наших детей.

Учитель. Я думаю, что сведения, которые вы получили, а также памятки станут для вас хорошим подспорьем в решении, как и чем кормить ребенка.

Приложение 1

Какое у вас отношение к питанию?

Семейный тест

  1. Каким продуктам питания Вы отдаете предпочтение?
  2. Есть ли у членов Вашей семьи любимое блюдо?
  3. Какие блюда не нравятся членам Вашей семьи?
  4. Влияет ли цена продуктов на их выбор?
  5. Какие продукты Вы можете купить, но не делаете этого?
  1. Какие продукты Вы покупаете независимо от цены?
  2. Есть ли в Вашем рационе блюда белорусской кухни?
  3. Любите ли Вы острые блюда?
  4. Влияет ли на выбор продуктов для Вашей семьи реклама?
  5. Какие продукты более полезны для здоровья — отечественные или зарубежные?
  6. Часто ли Вы и члены Вашей семьи «перекусываете» между основными приемами пищи?
  7. Что Вы кушаете, когда чувствуете себя бодрыми и активными? когда нервничаете?
  8. Существуют ли в Вашей семье определенные привычки в питании?

Обсудите в семье итоги тестирования. Самостоятельно оцените Ваше отношение к питанию: удовлетворительное, неудовлетворительное.

Приложение 2

Памятка

Помните!

  1. Здоровье ребенка в значительной степени зависит от питания.
  2. Правильное питание обеспечивает гармоническое развитие вашего ребенка, высокий жизненный тонус, хорошую сопротивляемость болезням.
  3. Ребенку следует есть всегда в одно и то же время. Для растущего организма особенно вредно беспорядочное питание.
  4. Попробуйте отказаться от употребления острых, пряных приправ.
  5. Давайте кушать детям побольше салатов из овощей.
  6. Мясные и рыбные блюда с овощным гарниром обязательно должны быть в рационе ребенка.
  7. Жан-Поль Креве считал, что каждому человеку необходимо утро начинать с овсяной каши, и тогда многие проблемы ис­чезнут.
  8. Выбирайте для вашего ребенка «живые» йогурты.
  9. Крайне нежелательно использовать бульонные кубики в детском питании.

10. Избыток соли ведет к задержке жидкости в организме, поэтому слегка подсаливайте блюда. Ученые рекомендуют употреблять йодированную соль.

                      Новогодний фейерверк и безопасность

Совсем недавно Новый год ассоциировался у нас со сверкающей огнями елкой, шампанским, мандаринами и, конечно же, новогодними подарками. А представления о праздничной пиротехнике ограничивались лишь хлопушками и бенгальскими огнями. В последние годы этот праздничный арсенал существенно пополнился и новогодний праздник уже немыслим без всевозможных петард, ракет и салютов.

Самый любимый, самый долгожданный праздник порой таит в себе много неприятных воспоминаний связанных с купленной пиротехникой для встречи Нового года. К сожалению, некачественная, поддельная пиротехника, а также несоблюдение правил безопасности при ее использовании может привести к травмам, ожогам, пожарам. Самые типичные случаи – это оглушила или обожгла хлопушка, прожгли линолеум бенгальские огни и другие. Почему-то по отношению к пиротехнике мы проявляем, мягко говоря, полную беспечность, хотя она несравнимо более травмоопасна, чем кажется на первый взгляд.

Вся пиротехническая продукция имеет 5 классов опасности. В свободной продаже находятся пиротехнические изделия бытового назначения (1-3 классов опасности), свободно продаваемые населению, обращения с которыми не требует специальных знаний и навыков. Пиротехническая продукция бытового назначения, выпускаемая в обращение, подлежит обязательной сертификации.

Обязательное согласование с органами государственного пожарного надзора требуется при применении пиротехнической продукции бытового назначения:

—  в культурно-просветительских и зрелищных учреждениях;

—  при проведении массовых мероприятий в помещениях зданий и сооружений;

—  на крышах, балконах, лоджиях, выступающих частях фасадов зданий и сооружений.

К пиротехническим изделиям должна прилагаться инструкция. Если же ее не оказалось, то необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности: использовать пиротехнику при отсутствии ветра на расстоянии не менее 50 метров от здания и в 20 метрах от людей.

Хранить пиротехническую продукцию следует в сухом и темном месте, недоступном для детей. Не следует держать пиротехнику рядом с огнеопасными жидкостями, запалами, газовыми плитами. Пиротехническую продукцию нельзя оставлять на солнце. Под прямыми солнечными лучами вещества, которые содержатся в той же петарде, могут воспламениться. В помещении, где хранятся взрывчатые вещества, ни в коем случае нельзя зажигать спички, курить. Не рекомендуется хранить пиротехнику в подвалах, гаражах, на улице, она может отсыреть, и вы не сможете ей воспользоваться. Металлы должны храниться как можно дальше от пиротехнических устройств.

Условно фейерверки можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Применение простых фейерверков не требует специальных знаний и навыков. Такие изделия можно без труда использовать самостоятельно, если внимательно прочитать инструкцию, соблюдать меры технической безопасности, указанные на упаковке, и, конечно же, руководствоваться здравым смыслом.

Самые распространенные среди простейших пиротехнических средств - хлопушки и бенгальские огни. Содержимое хлопушки вылетает из корпуса под давлением, а потому снарядом нельзя метить в лицо и на осветительные приборы, чтобы не повредить глаза и не вызвать разрушений. Хлопушки не следует применять вблизи пламени свечей, раскаленных спиралей. Это может привести к воспламенению конфетти или серпантина.

Цветные бенгальские огни выделяют в процессе горения вредные окиси, поэтому зажигать их лучше только на открытом воздухе, или сразу хорошо проветривать помещение.

Сложные фейерверки (ракеты, летающие фейерверки) - профессиональный вид развлекательной пиротехники. Их хранение и применение сопряжено с высокой степенью опасности, и не специалист может участвовать в таких шоу только в качестве зрителя, на безопасном расстоянии. Маленьким детям не стоит присутствовать при запуске таких видов фейерверков, поскольку оглушительные звуки и яркие вспышки могут сильно напугать и оглушить детей. Ракеты быстро взлетают, оставляя за собой едва видимый след, на высоту от 20 до 100 м, там воспламеняется пиротехнический состав, и ракета выбрасывает яркие искры, парашюты, громко хлопает, демонстрируя многоцветный, красочный салют. После разрыва ракеты на высоте рейка-стабилизатор (у некоторых видов она достаточно тяжелая) падает на землю, поэтому запуск ракет лучше проводить как минимум в 100 м от зрителей.

Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 м, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светиться различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют. Нельзя запускать такой фейерверк около построек, жилых домов, проводов и при сильном ветре - иначе он может попасть на балкон или выбить стекла.

Независимо от того, в какой стране изготовлена пиротехника, она не может быть абсолютно безопасной и  необходимо, научиться правильно с ней обращаться. Ведь те неприятные, а подчас и несчастные случаи, которые происходят из-за пиротехнических изделий, чаще всего результат неправильного и неосторожного обращения с ними, нарушения элементарных требований безопасности или использования не по назначению.

Итак, вы решили самостоятельно провести фейерверк по случаю Нового года или другого семейного праздника, порадовать своих детей, друзей и знакомых...

С чего же начать? Необходимо заранее ответить для себя на несколько вопросов: где вы будете проводить фейерверк, какие пиротехнические изделия будете использовать и как организуете его показ.

Сначала необходимо выбрать место для фейерверка. В идеальном случае это должна быть большая открытая площадка - двор, сквер или поляна - свободная от деревьев и построек. Необходимо внимательно осмотреть выбранное место, нет ли по соседству (в радиусе 50 метров) пожароопасных объектов, стоянок автомашин, деревянных сараев, гаражей и других построек. Если фейерверк проводится за городом, поблизости не должно быть опавших листьев и хвои, сухой травы или сена, того, что может загореться от случайно попавших искр и испортить Вам праздник.

Необходимо заранее продумать, где будут находиться зрители. Им нужно обеспечить хороший обзор и безопасность, а для этого разместите их на расстоянии 15-20 метров от пусковой площадки фейерверка, обязательно с наветренной стороны, чтобы ветер не сносил на них дым и несгоревшие части изделий. Стоя поодаль, не только безопаснее, но и удобнее наблюдать за фейерверком, не нужно высоко запрокидывать голову и искать глазами улетевшую ракету.

От величины площадки зависит, какую пиротехнику Вы сможете использовать. Если место удовлетворяет всем перечисленным требования, вы смело можете приобретать любые изделия, которые есть в продаже. Но если ваш двор, например мал и тесен, увы, вы сможете воспользоваться лишь ограниченным ассортиментом игрушек, в основном наземного действия: петардами, хлопушками, огненными волчками и колесами, но ни в коем случае не запускать изделий, летящих вверх - ракет, бабочек и прочего. Использовать их рядом с жилыми домами и другими постройками категорически запрещается: они могут попасть в окно или форточку, залететь на чердак или на крышу и стать причиной пожара. Постарайтесь лучше уйти подальше от дома и найти более подходящее место.

Дальше пришло время выбрать и приобрести пиротехнические игрушки. Не стоит пытаться самому изготовить что-то в домашних условиях. Это очень опасное занятие, и не стоит того риска, которому вы себя подвергаете.

Воспользуйтесь лучше готовыми изделиями промышленного производства, их в продаже имеется большое разнообразие. Торговля гарантирует продажу качественного товара, которые прошел, необходимые испытания и имеет сертификат соответствия. И всё же, приобретая пиротехнические игрушки, будьте внимательны и придирчивы, выбирая их. Все изделия должны иметь подробные инструкции на русском языке, это тем более важно, если вы встречаете ещё незнакомое вам изделие. Не получив инструкции или квалифицированной консультации, от него лучше отказаться.

Если ваше знакомство с пиротехникой только начинается, не спешите начинать его с крупных и пока не очень понятных изделий - они могут преподнести вам неожиданные и неприятные сюрпризы. Лучше перейти к ним, уже имея опыт обращения с пиротехникой.

Выбирая пиротехнические игрушки, обратите внимания на их внешний вид. Нельзя использовать изделия, имеющие явные дефекты: измятые, подмоченные, с трещинами и другими повреждениями корпуса или фитиля.

В продаже пиротехнические игрушки имеют ограничения по возрасту. Покупать их имеют право исключительно взрослые, дети могут пользоваться ими только под присмотром родителей. Подготавливая вместе фейерверк и вовлекая ребёнка в эту интересную и познавательную игру, вы научите его необходимым правилам безопасности, и оградите от бездумных шалостей с пиротехникой.

Задумывая фейерверк, необходимо творчески подойти к выбору изделий. Лучше всего приобрести понемногу пиротехнических игрушек разного вида действия, наземных и воздушных, с шумовыми и другими эффектами.

Разнообразие изделий поможет составить более интересную композицию. Приобретая пиротехнические изделия, помните, что входящие в них горючие вещества и порох огнеопасны. При неосторожном обращении с ними или неправильном хранении, они легко могут воспламениться и привести к пожару. Поэтому существуют общие правила, которые обязательно необходимо выполнять. Приступая к работе с любыми пиротехническими изделиями, самым внимательным образом ознакомитесь с их инструкциями и обратите особенное внимание на указанные для Вас зоны безопасности.

При срабатывании фейерверка возникают различные факторы, которые несут в себе потенциальную опасность для окружающих. Знание этих факторов позволяет значительно повысить безопасность пользователей и окружающих при возникновении условий, не предусмотренных в инструкциях.

Нельзя носить пиротехнические игрушки в карманах, сжигать их в костре, разбирать изделия и подвергать их механическим воздействиям, работать с пиротехническими изделиями в нетрезвом состоянии, курить. Необходимо хранить пиротехнические изделия в недоступном для детей месте, не допускать открытого огня в помещении, где хранятся изделия, располагать их вдали от нагревательных приборов, помнить, что пиротехнические изделия боятся сырости, и это может отразиться на их работе. Не использовать пиротехнические игрушки для озорства, применяйте их только по назначению.

Чтобы с Вами не случилось беды, возьмите себе за правило серьёзно и чётко соблюдать инструкции, которыми должны быть снабжены все пиротехнические игрушки. Только тогда общения с пиротехникой доставит Вам радость и не принесёт вреда.

Правила безопасности при использовании пиротехнических изделий очень просты и заключаются в следующем:

1. Не делайте фейерверки в домашних условиях, не запускайте салюты в густой толпе.

2. Приобретать пиротехнику нужно в магазинах (желательно в специальных отделах), а не на базаре, лотках и прочих торговых точках. При этом особое внимание обратите на срок годности и происхождение товара. Не покупайте изделия сомнительного вида, имеющие повреждения или деформации корпуса.

3. Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по использованию изделия: что зажигать и куда направлять - это нужно знать заранее, а не выяснять методом проб и ошибок.

4. Хранить приобретенную пиротехнику нужно в сухих местах, удаленных от нагревательных приборов.

5. Площадку для фейерверка нужно выбрать заранее. Она должна быть расположена на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов, над ней не должно быть деревьев, линий электропередач и других препятствий. То место, где будут запускаться фейерверки, должно быть очищено от опавших листьев, хвои, бумаги или прочих легковоспламеняющихся предметов.

6. Держите зрителей на максимально безопасном расстоянии, которое указано на упаковке фейерверка.

7. Ракеты нельзя запускать с руки, из окна или балкона. Зажигать фейерверки лучше горящей бенгальской свечой и обязательно с расстояния вытянутой руки.

8. Перед тем как поджечь фитиль вы должны точно знать, где у изделия верх и откуда будут вылетать горящие элементы. Нельзя даже в шутку направлять фейерверки в сторону зрителей.

9. Обязательно обложите батареи салютов кирпичом, камнями, землей или снегом, чтобы во время работы они не опрокинулись и не стали стрелять в сторону зрителей.

10. Всегда имейте при себе емкость с водой или огнетушитель, чтобы быть готовым погасить любые неожиданные источники огня или тлеющие остатки фейерверка.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.