Педагог-психолог советует

Дата: 9 марта в 21:11

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.


Рекомендации для родителей

1. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзаменам – на какие-то предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

2. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

3. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

4. Обсудите вопрос о «пользе» и вреде шпаргалок.

5. В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. По окончанию, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

6. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио.


ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО: КТО БУДЕТ ВОСТРЕБОВАН НА РЫНКЕ ТРУДА

Еще совсем недавно в начале 2000-х мы даже не предполагали, что через каких-то 10-15 лет возникнут  и будут весьма востребованы такие профессии как "SEO-специалист (Специалист по поисковой оптимизации)"  "Копирайтер", "Генетический консультант", "Биоинформатик" и многие другие. Технологии не стоят на месте, развиваясь, они создают новые возможности и требуют специалистов, обладающих новыми знаниями и умениями.

При выборе профессии мы хотим быть уверены, что через 10-20 лет эта профессия по-прежнему будет нужна обществу, и мы будем востребованы как специалисты. Как же оценить перспективы той или иной профессии, или образования?

Учитывая невероятную скорость технологических изменений, в этом вопросе стоит довериться скорее мнению сообщества экспертов, чем мнению отдельных специалистов в области карьерного консультирования.

Одним из наиболее интересных форсайтных (от англ. foresight - "предвидение") проектов в области профессий и карьеры является Атлас новых профессий - результат масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «СКОЛКОВО», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из реального сектора экономики, научного и образовательного сообщества, органов исполнительной власти, экспертов в области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда.

В Атласе 2.0 оцениваются изменения в мире профессий в горизонте до 2020 и 2035 гг., представлен перечень и описание компетенций, востребованных работодателями будущего. Этих профессий сейчас нет в белорусских классификаторах и справочниках.

Однако уже сейчас можно задуматься над тем, в каких вузах и колледжах и какую специальность можно получить, чтобы в будущем с помощью дополнительного обучения не потеряться в обновленном мире профессий.

АВИАЦИЯ

Аналитик эксплуатационных данных, инженер производства малой авиации, проектировщик дирижаблей, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания, разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией, технолог рециклинга летательных аппаратов.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Аудитор комплексной безопасности в промышленности, дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности, дистанционный координатор безопасности, менеджер непрерывности бизнеса, проектировщик личной безопасности, специалист по преодолению системных экологических катастроф.

БИОТЕХНОЛОГИИ

Архитектор живых систем, биофармаколог,  парковый эколог, системный биотехнолог, урбанист-эколог.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Портовый эколог, системный инженер морской инфраструктуры, специалист по навигации в условиях Арктики.

ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Инженер роботизированных систем. инженер-интерпретатор данных телеметрии, координатор распределенных проходческих команд, оператор БПЛА для разведки месторождений, системный горный инженер, экоаналитик в добывающих отраслях.

ИНДУСТРИЯ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И СЕРВИСОВ

Архитектор трансмедийных продуктов, специалист по детской психологической безопасности, управленец детским R&D, эксперт по «образу будущего» ребенка.

ИТ-СЕКТОР

Архитектор информационных систем, дизайнер интерфейсов, ИТ-аудитор, ИТ-проповедник, киберследователь, кибертехник умных сред, консультант по безопасности личного профиля, куратор информационной безопасности, проектировщик нейроинтерфейсов, разработчик моделей BigData, сетевой юрист, цифровой лингвист.

КОСМОС

Инженер систем жизнеобеспечения, инженер-космодорожник, космобиолог, космогеолог, менеджер космотуризма, проектировщик космических сооружений.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Science-художник, арт-оценщик, куратор коллективного творчества, личный тьютор по эстетическому развитию, тренер творческих состояний.

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Программист электронных «рецептов» одежды, проектировщик новых тканей. разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности, специалист по рециклингу одежды, техно-стилист, эксперт по здоровой одежде.

МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Архитектор виртуальности, дизайнер виртуальных миров. дизайнер эмоций, игропрактик, инфостилист, медиаполицейский, продюсер смыслового поля, разработчик медиапрограмм, редактор агрегаторов контента

МЕДИЦИНА

R&D менеджер здравоохранения, архитектор медоборудования, биоэтик, генетический консультант, ИТ-генетик, ИТ-медик, клинический биоинформатик, консультант по здоровой старости, медицинский маркетолог, молекулярный диетолог, оператор медицинских роботов, проектант жизни медицинских учреждений, разработчик киберпротезов и имплантов, сетевой врач, тканевый инженер, эксперт персонифицированной медицины.

МЕНЕДЖМЕНТ

Виртуальный адвокат, координатор программ развития сообществ, координатор производств распределенных сообществ, корпоративный антрополог, менеджер по кросс-культурной коммуникации, менеджер по управлению онлайн-продажами, менеджер портфеля корпоративных венчурных фондов, модератор сообществ пользователей, персональный бренд-менеджер, проектировщик индивидуальной финансовой траектории, тайм-брокер, тайм-менеджер, трендвотчер/форсайтер, экоаудитор.

МЕТАЛЛУРГИЯ

Конструктор новых металлов, проектировщик оборудования порошковой металлургии, супервайзер оборудования, эко-рециклер в металлургии.

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

Глазир, проектировщик «умной среды», проектировщик нанотехнологических материалов, рециклинг-технолог, системный инженер композитных материалов, специалист по безопасности в наноиндустрии.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

Архитектор интеллектуальных систем управления, инженер по безопасности транспортной сети, оператор автоматизированных транспортных систем, оператор кросс-логистики, проектировщик  высоко скоростных железных дорог, проектировщик интермодальных  транспортных узлов, проектировщик композитных конструкций для транспортных средств,  строитель «умных дорог», техник интермодальных транспортных решений

ОБРАЗОВАНИЕ

Игромастер, игропедагог, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, модератор, организатор проектного обучения, разработчик инструментов обучения состояниям сознания, разработчик образовательных траекторий, тренер по майнд-фитнесу, тьютор, экопроповедник.

РОБОТОТЕХНИКАИ МАШИНОСТРОЕНИЕ

Инженер-композитчик, оператор многофункциональных робототехнических комплексов, проектировщик детской робототехники, проектировщик домашних роботов, проектировщик медицинских роботов, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, проектировщик промышленной робототехники,  проектировщик-эргономист.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Агроинформатик/ агрокибернетик, агроном-экономист, ГМО-агроном, оператор автоматизированной сельхозтехники, сельскохозяйственный эколог, сити-фермер.

СТРОИТЕЛЬСТВО

BIM-менеджер-проектировщик, архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик 3D-печати в строительстве, проектировщик доступной среды, проектировщик инфраструктуры «умного дома», прораб-вотчер, специалист по модернизации строительных технологий, специалист по усилению / перестройке старых строительных конструкций, экоаналитик в строительстве.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Медиатор социальных конфликтов, модератор платформы общения с госорганами, модератор платформы персональных благотворительных программ, социальный работник по адаптации людей с ограниченными возможностями через Интернет, специалист по адаптации мигрантов, специалист по краудсорсингу общественных проблем, специалист по организации государственно-частных партнерств в социальной сфере, эковожатый.

ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО

Архитектор территорий, бренд-менеджер пространств, дизайнер дополненной реальности территорий, консьерж робототехники, разработчик интеллектуальных туристических систем, разработчик тур-навигаторов, режиссер индивидуальных туров

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, мультивалютный переводчик, оценщик интеллектуальной собственности, разработчик персональных пенсионных планов.

ЭНЕРГОГЕНЕРАЦИЯ И НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ

Дизайнер носимых энергоустройств, менеджер по модернизации систем энергогенерации, метеоэнергетик, проектант систем рекуперации, проектировщик энергонакопителей, разработчик систем микрогенерации, специалист по локальным системам энергоснабжения

ЭНЕРГОСЕТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕМ

Защитник прав потребителей электроэнергии, маркетолог энергетических рынков, наладчик / контролер энергосетей для распределенной энергетики, разработчик систем энергопотребления, системный инженер интеллектуальных энергосетей, электрозаправщик, энергоаудитор.

Информация для родителей

Дайте своему ребёнку право выбора своей будущей профессии.

  1. Обсуждайте вместе с ними возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
  2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материального удовлетворения, но и с позиции морального удовлетворения.
  3. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
  4. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  5. Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  6. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  7. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  8. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

"Азбука профориентации"

Рекомендации педагога-психолога учащимся.

Правила выбора профессии

           Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание - залог успеха в жизни для любого человека. Но решается этот важный вопрос нередко на уровне интуиции, иногда под влиянием настроения, давления родителей, путем проб и ошибок. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: при выборе профессии надо учитывать три фактора: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем компонентам. Таким образом, чтобы выбор профессии был оптимальным, надо ответить себе на следующие вопросы:


«ЧЕМ Я ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ, К ЧЕМУ ИМЕЮ СКЛОННОСТИ? ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ ДЕЛАТЬ? КАКОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЯ ПРИВЛЕКАЕТ?»

               Необходимо проанализировать свои желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, определить, чем вы хотите заниматься, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, какой вид деятельности вас привлекает. Склонности, стремления личности, мотивы, желания, интересы условно обозначают выражением «Я хочу».
Смогу ли я? Смогу ли я получить выбранную специальность? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит"?

Необходимо оценить свои профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент).

Возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) условно можно выразить словами «Я могу».
Есть ли спрос на мою профессию? Востребована ли эта профессия на рынке труда? Смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, есть ли перспективы у моей профессии?

Необходимо узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. «Надо» - потребности общества в кадрах.

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
интересна и привлекательна для вас,
соответствует вашим способностям, состоянию здоровья,
пользуется спросом на рынке труда.

7 шагов к взвешенному решению

  1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.
  2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
  2. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
  3. Проанализируйте, развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  4. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  5. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.
  6. Итак, решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию

            Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

             С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний?

          Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения.

                 Во-вторых, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний.

      К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.

         Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в РЦПОМ осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.

           Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

Болезни

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса

органов дыхания

неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение

сердечно-сосудистой системы

выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте

нервной системы

значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

органов пищеварения

значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания

почек

значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания

костно-мышечной системы

значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины

органа зрения

работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков

органа слуха

работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации

кожи

токсические и раздражающие кожу вещест-ва, пыль, неблагоприятные метеорологиче-ские условия; необходимость в процессе ра-боты постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук

Медицинские ограничения при выборе профессий

http://rodn-i-k.narod.ru/med_ogranih_vib_prof.htm

Как выбрать профессию?
 

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.