Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Советы учителя - дефектолога

Дата: 12 января 2015 в 22:10, Обновлено 8 апреля в 09:21

Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) – подразделение образовательного учреждения ГУО «Средняя школа № 21»

            Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) – подразделение образовательного учреждения ГУО «Средняя школа № 21», целью деятельности которого является создание коррекционно-развивающей среды, реализующей программу коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.

            Основными задачами деятельности ПКПП (кабинета учителя-дефектолога) являются:

- исправление нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)

  обучающихся.

            Содержание и организация деятельности ПКПП определяется нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст.15), постановлением  Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012) и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих работу ПКПП.

            Оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи осуществляется учителем-дефектологом Дементьевой Ольгой Викторовной.

Учитель-дефектолог осуществляет свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, обследуя их, определяет структуру и степень выраженности имеющегося дефекта; комплектует группы для занятий; проводит групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работает в тесном контакте с учителями, воспитателями ГПД, психологом школы и другими специалистами.

      Основная цель коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога на 2018/2019 учебный год: построение системы коррекционно-развивающей работы в ПКПП для обеспечения равных стартовых возможностей обучающимся, имеющих трудности в обучении и общении, обусловленные речевым недоразвитием при взаимодействии всех педагогов и родителей учащихся начальной школы.

      Основные задачи коррекционно-развивающей работы в 2018/2019 учебном году:

- создание предпосылок, необходимых для предупреждения трудностей первоначального

  обучения грамоте (или навыка письма);

- формирование обобщённых представлений: речеслуховых, речедвигательных, зрительно-

   пространственных, зрительно-двигательных, необходимых для овладения стойким и

   правильным навыком письма;

-  создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства;

-развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциация

   звуков речи, звуко-буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез и др.);

-  развитие артикуляторно-голосового аппарата и просодической стороны речи;

-  уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

   звуковой стороны речи;

-  формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;

- развитие связной речи;

- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

- развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и

  слухового внимания, памяти восприятия мышления, сенсомоторных координаций и т.д.;

- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения

  обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

- формирование у обучающихся позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие их

  способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

      Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования (директором школы №21) на основании следующих документов:

-     заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации г. Бобруйска».




 

График работы

Дементьевой О.В., учителя-дефектолога

пункта коррекционно-педагогической помощи

на 2018/2019 учебный год

Дни недели

Время проведения коррекционных занятий

Понедельник

9.50 -  12.40;  13.10 - 16.10           Обед: 12.40 – 13.10  

Вторник

9.50 – 12.50;  13.20 -  16.20          Обед: 12.50 – 13.20

Среда

9.50 – 12.50;  13.20 -  14.50          Обед: 12.50 – 13.20  

Четверг

9.50 – 12.50;  13.20 – 16.20          Обед: 12.50 – 13.20  

Пятница

 9.50 – 12.50; 13.20 -  16.30          Обед: 12.50 – 13.20

Суббота

 9.00 – 10.00

Среди учащихся, поступающих в начальную школу, фиксируется определённое количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Эти дети  нуждаются в своевременной коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог не имеет возможности оказать помощь каждому обучающемуся. Но в рамках консультативного сопровождения при сотрудничестве с родителями (законными представителями) учащихся, такая помощь возможна.

График проведения

тематических консультаций

в ПКПП

в 2018/2019 уч.г.

Темы консультаций

Сроки проведения

Развитие артикуляционного аппарата у детей

сентябрь

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

октябрь

Как организовать логопедические занятия дома

ноябрь

Артикуляционная гимнастика

декабрь

Фонематический слух – основа правильной речи

январь

Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога в домашних условиях

февраль

Звуковой анализ слов

март

Развитие правильных речевых навыков

апрель

Слоговая структура слова

май




 

Вторая суббота каждого месяца в 9.30




 

Информационно-методическое обеспечение, рекомендуемое родителям (законным представителям) учащихся и педагогам, а также всем, у кого появился общий запрос на логопедическую помощь специалиста.

  1. Интернет-ресурсы в помощь педагогам учреждений общего среднего образования
  1. http://www. asabliva. by
  2. http: //logopediya.com
  3. http://www.logoped-sfera.ru
  4. http: //defektolog.by
  5. http://www. logopedmaster.ru
  6. http: //defectus.ru
  7. http://www.adeli-metod.ru
  8. http: /defektolog.info/tiki/tiki-index.php
  9. http: /disgraphik.narod.ru/
  10. http://dyslexia.ru/index.php
  1. Интернет-ресурсы в помощь родителям (законным представителям) обучающихся

      1. http://2mm.ru/razvitie/721

      2. http://abvgd.russian-russisch.info/tht/logo/g3.html

      3. http:// www.rebenok.com.info/libraru/games56796

      4. http:// www.olesya-emelyanova.ru/igrushki_kubiki-rasskazhi_skazki.html

      5. http://adalin.mospsu.ru/1_01_00/1_01_04b.shtml

      6. http:// www.rebenok.com/catalog/7014

7. http://www.logoped-sfera.ru/tag/pesochnaya-terapiya

8. http://www.logoburg.com

9. http://www.umka.by

10. http://www.7ya.ru/article

11. http://www.mishka.by/dyhatelnaya -gimnastika

  1. Электронные образовательные ресурсы для всех участников коррекционного процесса:

- развивающие компьютерные программы;

комплексная программа развития интеллекта «Адалин», «Адалин: развитие речи», «Адалин: подготовка к школе», «Адалин: развитие интеллекта» (Российская Федерация, психологический центр «Адалин», 2009г.)

«Весёлый художник» (Российская Федерация, Data Sun «Бука», 2004г.)

«Гарфилд первоклассникам» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005г.)

«Фантазёры. Волшебный конструктор» (Российская Федерация, ООО «Новый диск», 2008г.)

- специализированные компьютерные программы;

программный комплекс по основным направлениям коррекционно-развивающей работы «Умничка»: социально-бытовая ориентировка «Делаю сам»; пространственное ориентирование «Я ориентируюсь», «Мир звуков», развитие зрительного восприятия «Весёлые испытания», «Мир в рисунках»;

развитие познавательной деятельности «Я познаю мир», «Я и мир вокруг» (Республика Беларусь, БГПУ, 2010г.);

по формированию представлений об окружающем мире: «Лента времени», «В городском дворе» (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (далее – ИКП РАО), Кукушкина О.И., 2002г.);

по развитию предметно-практической деятельности «Мир вокруг меня» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (Российская Федерация, ИКП РАО, Кукушкина О.И., 2002г.);

по формированию математических знаний, умений, навыков «Специальное образование. Математика 1 – 5 класс» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

- специальные программы-тренажёры для развития зрительного восприятия

«Тир», «Галактика», «Льдинка», «Карусель», «Охота» (Российская Федерация, НПФ «ВИДА», 2007г.)

Методические, теоретические и практические пособия и материалы (печатные источники)

  1. Литература, рекомендованная по исправлению недостатков устной речи (произносительной стороны речи)

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С.-П., 2004

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и минатюры. М., 23001

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания. М., 2004

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М., 1985

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. С.-П., 2003

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов.  М., ГНОМ, 2007

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий по закреплению произношения поставленных логопедом звуков.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М., 2011

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Е., 2002

Рождественская В., Радина Е. Воспитание правильной речи. М., 1968

Флёрова Ж.М. Логопедия.Р.-на-Д., 2001

Цвынтарный В. Радость правильно говорить. М., 2002

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.М., 2003




 

Интернет-магазины

Книжный Интернет-магазин «Лабиринт» (www.labirint.ru);

Интернет-магазин «Всё для логопеда» (www.logopedshop.ru);

Интернет-магазин «Книжная лавка логопеда» (www. logopedkniga.ru).

Интернет-магазин учебно-методической литературы (www.UCHMAG. RU)

К семи годам ребёнок должен:

ВНИМАНИЕ

- Выполнять задание, не отвлекаясь, около 20 минут;

- Находить 10 отличий между предметами;

- Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;

- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

- Копировать в точности узор или движение;

- Уметь находить одинаковые предметы.

МЫШЛЕНИЕ

- Объединять предметы в группы по определённым признакам;

- Выстраивать логический ряд из определённой группы фигур или предметов;

- Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

- Решать достаточно сложные логические задачи;

- Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними;

- Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

ПАМЯТЬ

- Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов;

- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;

- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

- Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух и  зрительно;

- Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

- Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных

  признаков сходства и отличия;

- Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений;

- Составлять рассказы из личного опыта;

- Изменять слова, образуя новые;

- Пересказывать небольшие рассказы;

- Выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в

  зависимости от содержания;

- Правильно употреблять трудные формы знакомых слов;

- Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).

-  Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

ГРАМОТА

- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;

- Определять количество слогов в словах;

- Определять количество звуков в словах;

- Определять место заданного звука в словах;

- Анализировать звуковой состав слова;

- Определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком

   «ударение» ударные гласные;

- Различать гласные и согласные звуки и буквы;

- Различать твёрдые и мягкие согласные;

- Составлять предложения из 2 – 4  слов, понимать, что слова в предложении произносятся в

   определённой последовательности.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- Называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;

- Название своего родного города, столицы Родины;

- Последовательность времён года, частей суток, дней недели; название весенних, летних,

  осенних, зимних месяцев;

- Отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих;

- Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;

- Называть все явления природы;

- Знать название нашей планеты и спутника Земли.

МАТЕМАТИКА

- Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

- Соотносить цифру и число предметов;

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- Пользоваться арифметическими знаками действий;

- Измерять длину предметов с помощью условно меры;

- Ориентироваться на листе бумаги;

- Определять время по часам.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

- Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;

- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

- Ориентироваться в тетради в клетку или в линию;

- Уметь копировать фразы, простейшие рисунки;

- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.





 

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

Речевая ошибка или закономерное явление?

Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством. Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая выделила три основных правила, по которым дети образуют новые слова.

Первый способ – часть какого-нибудь слова используется как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепь», Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах!») Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: «лепим», «слеплено», ребенок же выделяет ударный слог «леп» и получается «лепь».

Второй способ создания новых слов – к корню одного слова прибавляют окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете срабатывает  механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу снежинки, «умность» на основе слов  глупость, робость.

Третий способ – одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, сто и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово  нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому  это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5 до 6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет. Просто к этому возрасту ребенок прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируется самооценка и самоконтроль.

К.И. Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать  изящества и выразительности детских языковых находок».

Развитие мелкой моторики детей 5-7 лет с речевыми нарушениями

         В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с расстройствами речи, имеющих общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений.

     В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь – пальцев рук. Систематическое выполнение упражнений по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности – средство повышения работоспособности коры головного мозга. Таким образом, формирование и совершенствование мелкой моторики способствует развитию психики и интеллекта, речевой функции.

          Ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание и связная речь. Первоклассники часто испытывают трудности в овладении навыком письма. Это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений. Он предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитых  зрительного восприятия и произвольного внимания. Готовность к письму во многом определяется моторным развитием и развитием нервной регуляции движений, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

          Изучение тонких дифференцированных движений пальцев и кистей первоклассников свидетельствует о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки.

          Комплекс упражнений на развитие и совершенствование тонкой моторики включает пальчиковые игры, работу в тетрадях, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, различные физические упражнения.

          Пальчиковые игры

          Пальчиковые игры – инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие из них требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

          Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальными нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не даёт эффекта.

Пальчиковые игры включают статические (удержание определённой позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) упражнения и др. По мнению исследователей, включение в любой урок, занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъём, оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга, развивает речь.

Работа в тетрадях (отработка элементарных графических навыков)

          Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя: различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной сложности. Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку к обучению письму.

          Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных

предметов

          Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, нанизывание бус оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику. Нанизывать можно пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.п.

Также используют такие игры, как шнуровки, конструирование с бельевыми прищепками, лепка из пластилина, мозаика, конструкторы, которые также благотворно влияют на развитие мелкой моторики.

          Физические упражнения (физкультурные занятия)

          Физкультурные занятия предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, бруски и ловля меча и др.)При таком подходе, даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелкой моторики и координацию движений, дети никогда не жалуются на усталость рук. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки ребёнка к овладению графикой письма. Этому способствуют специально подобранные физические упражнения. Они помогут научиться ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку.

          Занятия по развитию мелкой моторики проводят регулярно дефектолог, воспитатель, инструктор ЛФК.

          Таким образом, развивать мелкую моторику можно не только в специально организованных условиях и на занятиях с использованием развивающих пособий, но и в быту. Чем раньше будет начата работа по формированию тонких движений, тем раньше она начнёт приносить свои плоды, тем проще ребёнку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями. 

Развитие артикуляционного аппарата у детей

         Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

         Артикуляционный аппарат состоит из трёх основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящееся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

         Артикуляционной гимнастикой называется  специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

         Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

         Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать 3 – 4 раз вдень по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям больше2 – 3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело ненапряженно, руки и ноги находятся в спокойном положении.

         Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведений артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

         Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

         Если же ребёнок выполняет какое-то упражнений недостаточно хорошо , не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приёмы.

         В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка и усвоить его. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

         Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер.

         Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

         Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

               - выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь

                  воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

  -  во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,

     надувать щёки;

  -  во время выдоха воздух выходи  через рот, нельзя допускать выдоха через нос

     (если ребёнок выдыхает через нос, предложите ему прикрыть ноздри ладонью,

     чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);

  -  выдыхать следует, пока не закончиться воздух;

  -  во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых

     коротких вдохов.

         Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, на бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки или снежинки с ладошки.

Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребёнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонематическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения.  

         Упражнение 1.

И.П. – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «а-а-а…». Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука [а] стимулирует работу лёгких, трахеи и гортани.

         Упражнение 2.

И.П. – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «и-и-и…». Тянуть как можно дольше.  Руки при этом медленно поднимать вверх.

         Произнесение звука [и] очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Упражнение 3.

         И.П. – произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «у-у-у..». Тянуть как можно дольше. Руки при этом  медленно вытянуть вперёд.

         Произнесение звука [у] усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.

         Упражнение 4.

И.П. – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «о-о-о-…». Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.

Произнесение звука [о]         стимулирует работоспособность, способствует профилактике вегетативно-сосудистой дистонии, а также заболеваний центральной нервной системы, связанных с головокружениями и нарушением походки.

Упражнение 5.

         И.П. – произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «ы-ы-ы-…». Тянуть как можно дольше. При этом соединить локти и приблизить плечи друг к другу.

         Произнесение звука [ы] положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребёнка правильное, чёткое произношение.

Подробную информацию по данному вопросу читайте на страницах книги

О.А. Романович

«Задержка психоречевого развития у детей 5-7 лет».

Волгоград, 2016

Развитие навыков звукового анализа и синтеза




 

         Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

         Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

         Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребёнком в следующие игры:

Игра 1. «Повтори за мной»

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2. «Найди место звука в слове»

Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место какого звука и в каком слове Вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра 3. «Назови первый звук в слове»

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове т бросает мяч взрослому.

Игра 4. «Назови слово на заданный звук»

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук Вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нём любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это ещё не значит, что ребёнок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребёнка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает Вам: «В слове кот есть звук [о ], звук [к ] и звук  [т ]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет ещё провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если Ваш ребёнок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности! Новый этап обучения – новые задачи. Значит, мы должны дать ребёнку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребёнка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука – нарисуем три клеточки. И дадим ребёнку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом -  схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» - «Три». – «А сколько звуков в слове?» - «Тоже три». – «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нём первый звук». Это наш ребёнок уже умеет – научился на первом этапе обучения. «Д-дом», - старательно произносит ребёнок. – «Какой первый звук?»  «Звук [д ]». – «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой. Это будет какой звук?»  «Звук [д ]».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из неё белые и жёлтые элементы. Не берите  красные, синие, зелёные – они ещё понадобятся.

Итак, перед ребёнком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесём слово дом так, чтобы услышать в нём второй звук, первый звук [д ] – мы уже знаем». Помогите ребёнку для первого раза, произнесите вместе с ним: «До-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а Вы вместе с ребёнком долго тянете: «До-о-ом».

-«Какой же второй звук в этом слове?» - «[о ]!» - «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребёнок берёт точно такую же, как первая, фишку и ставит её на вторую клеточку.

«Видишь, - продолжаете Вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдём последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нём последний звук».

И снова вы ведёте указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «До-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» -  «Звук [м ]», - отвечает ребёнок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребёнок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведён первый звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его ещё раз. Но как? Снять фишки и начать всё сначала? Это неинтересно ребёнку. Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, - говорите Вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук [д]».

Занимаясь с ребёнком, нужно всё время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребёнок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна – первый звук в этом слове [в’]. А второй? Вьэ-э-эс. Ребёнок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э]. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить ребёнка с толку, сказав, что второй звук в слове весна - [и]».

Чтобы ребёнку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую ребёнку нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.         Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!

Подробную информацию по данному вопросу читайте на страницах книги

О.А. Романович

«Задержка психоречевого развития у детей 5-7 лет».

Волгоград, 2016

schola21bobr@mail.ru

Как организовать логопедические занятия дома

Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребёнка. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры.

Можно отправиться в путешествие в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с ребёнком.

редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, Вам придётся ходить за ребёнком по комнате, показывать ему картинки, в о время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке-качалке. Не переживайте! Ваши страдания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день Ежедневно проводятся:

- игры на развитие мелкой моторики;

- артикуляционная гимнастика (лучше 2-3 раза в день);

- дыхательная гимнастика;

- игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- игры на формирование лексико-грамматических категорий;

- игры по развитию связной речи.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте ребёнка, не перегружайте информацией. Это может стать причиной заикания. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут.

Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если Вы увидите, что взгляд Вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на Вашу речь, как бы Вы не старались, не привлекали все знакомые Вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать ему хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

«Когда же можно всё успеть?» - спросите Вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном становится любимым занятием ребёнка – ведь ещё 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если Вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Артикуляционная гимнастика

Первый звук, который произносит ребёнок, - это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит – то радостно, то требовательно, то жалобно. Подготовка к овладению языком начинается уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребёнок произносит задненёбные ([г],[к],[х]) и гласные звуки, напоминающие сочетания «гхы», «агхы», «аны».

Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. После 7-8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики, к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребёнок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щёлкает язычком, изображая лошадку, - активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка ( [ш],[ж],[р], [л]).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает губные звуки - [п]-[б], [м] и их мягкие пары, губно-зубные - [ф]-[в], переднеязычные - [т],[д],[н], [с], [з], [л], заднеязычные - [г],[к],[х]. Свистящие звуки, шипящие и сонорные в возрасте до 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет ребёнку овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое  внимание. Например, можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, кошка, корова, мишка и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).

Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и объём движений развиваются у ребёнка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых простых движений в сложные артикуляционный уклады различных фонем.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. «Игра с язычком» продолжается не более 3-5 минут. В норме уже к трём годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков [ш], [ж], [р], [л]. Речь может быть недостаточно отчётливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Для тренировки и развития артикуляционной моторики необходимо проводить специальные упражнения.

Фонематический слух – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребёнка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового восприятия

«Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

«Угадай, что делать»

Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

«Где позвонили?»

ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звонит в колокольчик. ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.

«Угадай, кто сказал»

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

«Кто внимательный?»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа ау, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик Иа, или как плачет ребёнок (уа), как мы удивляемся (оо) и другие. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем второй. Потом ребёнок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную схему.

Подробную информацию по данному вопросу читайте на страницах книги

О.А. Романович

«Задержка психоречевого развития у детей 5-7 лет».

Волгоград, 2016

schola21bobr@mail.ru

Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога 

в домашних условиях

Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий

- Все занятия должны строиться по правилам игры, т.к. в противном

  случае Вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребёнка

  заниматься.

- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут

  (начинать надо с 3-5 минут).

- Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий

   – после завтрака и после дневного сна.

- Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.

- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку

   ничего не сможет помешать.

- Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.

- Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания

   ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.

- Разговаривайте с ребёнком чётко, повернувшись к нему лицом; пусть

   видит и  запоминает движения ваших губ.

- Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций Вы можете

  сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, Вы должны как можно больше читать ребёнку.

Не забывайте о том, что для Вашего ребёнка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий, но и  каждую минуту Вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут. И Вы с ребёнком обязательно добьётесь успехов.

schola21bobr@mail.ru

Звуковой анализ слов

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что произносим, - это звуки. очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ – это:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий).

Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё1 более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д.

С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Выполнив все упражнения по всем темам, ребёнок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.

Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:

(синий) – твёрдый согласный звук.

(зелёный) – мягкий согласный звук.

(красный) – гласный звук.

Запомните!

Всегда мягкие звуки: [ч’],[щ’],[й’].

Всегда твёрдые звуки: [ш],[ж],[ц].

Буквы ь, ъ звуков не обозначают.

Образец звуковой схемы слова



 

МУХА                          ЧАЙНИК                     ТЕЛЕФОН



 

СКСК                     ЗКЗЗКС                 ЗКЗКСКС



 

Порядок выполнения звукового анализа

  1. Это животное называется рак. Повтори это слово.
  2. Рррак – скажи, как я. Какой первый звук в этм слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который об означает согласный звук, и положи его под картинкой.
  3. Рааак – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [р]? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после [р].
  4. Раккк (подчёркнуто артикулируется звук [к]) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после звука [а].
  5. Назови все звуки в слове рак по порядку.
  6. Где находится звук [а] – в начале, в конце или в середине слова?
  7. Какой первый звук в слове рак? А какой в этом слове последний звук?
  8. назови гласный звук в слове.
  9. Назови согласные звуки в слове.
  10. Сколько всего звуков в слове рак?

Подробную информацию по данному вопросу читайте на страницах книги

О.А. Романович

«Задержка психоречевого развития у детей 5-7 лет».

Волгоград, 2016

schola21bobr@mail.ru

Развитие правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду  и школьников в школе и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил.

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую и неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать

  предметный словарь (например, «Это мяч», «Это шапка» и т.д.);

- в собственной речи чётко проговаривать окончания слов, дать ребёнку

  возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах,

  правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: «Это

  книга»; «Нет книги»; «Ищу книгу»; «Думаю о книге»; «Рисую книгу»;

  «Коля рисовал, и Даша рисовала» и т.д.);

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы

   – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей

   дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лёг,

   зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению

  пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например,

  «Положи карандаш на стол», «Возьми карандаш со стола», «Положи

  карандаш под стол», «Спрячь карандаш за спину» и т.д.);

- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры

  (например, игра : «У меня синий шар, а что у тебя…» - жёлтое яблоко,

  красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6

  воздушных шаров и т.п.).

  1. Обращать внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).
  2. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребёнка. Неоценима их роль в развитии ребёнка, в том числе в формировании связно речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке принесут большое удовольствие её обладателю – ребёнку.
  3. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъёме ребёнка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребёнку овладевать сложной структурой родной речи.
  4. Родители должны учитывать, что реакция ребёнка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно весёлой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребёнка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Подробную информацию по данному вопросу читайте на страницах книги

О.А. Романович

«Задержка психоречевого развития у детей 5-7 лет».

Волгоград, 2016

schola21bobr@mail.ru


 


 



 



 



 



 





 






 






 






 






 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.