Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение

Советы учителя - дефектолога

Дата: 12 января 2015 в 22:10, Обновлено 21 февраля в 13:27

            Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) – подразделение образовательного учреждения ГУО «Средняя школа № 21», целью деятельности которого является создание коррекционно-развивающей среды, реализующей программу коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.

            Основными задачами деятельности ПКПП (кабинета учителя-дефектолога) являются:

- исправление нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)

  обучающихся.

            Содержание и организация деятельности ПКПП определяется нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст.15), постановлением  Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012) и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих работу ПКПП.

            Оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи осуществляется учителем-дефектологом Дементьевой Ольгой Викторовной.

Учитель-дефектолог осуществляет свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, обследуя их, определяет структуру и степень выраженности имеющегося дефекта; комплектует группы для занятий; проводит групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работает в тесном контакте с учителями, воспитателями ГПД, психологом школы и другими специалистами.

      Основная цель коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога на 2019/2020 учебный год: построение системы коррекционно-развивающей работы в ПКПП для обеспечения равных стартовых возможностей обучающимся, имеющих трудности в обучении и общении, обусловленные речевым недоразвитием при взаимодействии всех педагогов и родителей учащихся начальной школы.

      Основные задачи коррекционно-развивающей работы в 2019/2020 учебном году:

- создание предпосылок, необходимых для предупреждения трудностей первоначального

  обучения грамоте (или навыка письма);

- формирование обобщённых представлений: речеслуховых, речедвигательных, зрительно-

   пространственных, зрительно-двигательных, необходимых для овладения стойким и

   правильным навыком письма;

-  создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства;

-развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциация

   звуков речи, звуко-буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез и др.);

-  развитие артикуляторно-голосового аппарата и просодической стороны речи;

-  уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

   звуковой стороны речи;

-  формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;

- развитие связной речи;

- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

- развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и

  слухового внимания, памяти восприятия мышления, сенсомоторных координаций и т.д.;

- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения

  обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

- формирование у обучающихся позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие их

  способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

      Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования (директором школы №21) на основании следующих документов:

-     заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации г. Бобруйска».

График работы

Дементьевой О.В., учителя-дефектолога

пункта коррекционно-педагогической помощи

на 2019/2020 учебный год

Дни недели

Время проведения коррекционных занятий

Понедельник

10.00 – 13.00;  13.30 - 16.20      Обед: 13.00 – 13.30                  

Вторник

  9.30 – 12.30;  13.00 - 15.50     Обед: 12.30 – 13.00

Среда

10.00 – 13.00;  13.30 - 16.20      Обед: 13.00 – 13.30

Четверг

 9.30 – 13.15;  13.45 – 16.35      Обед: 13.15 – 13.45

Пятница

 9.30 – 12.40;  13.10 – 16.00      Обед: 12.40 – 13.10

Суббота

 9.00 – 10.00

Среди учащихся, поступающих в начальную школу, фиксируется определённое количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Эти дети  нуждаются в своевременной коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог не имеет возможности оказать помощь каждому обучающемуся. Но в рамках консультативного сопровождения при сотрудничестве с родителями (законными представителями) учащихся, такая помощь возможна.

График проведения

тематических консультаций

в ПКПП

в 2019/2020 уч.г.

Темы консультаций

Сроки проведения

Учимся читать прямые и обратные слоги

сентябрь

Как освоить технику чтения слов

октябрь

Учимся различать закрытые слоги и односложные слова

ноябрь

Как развивать навык выразительного чтения

(специально подобранные упражнения)

декабрь

Как формировать умение беглого чтения

январь

Как развивать навык  правильности чтения

февраль

Как формировать навык  слогослияния

март

Как выработать  навык  правильного чтения через тренировку в чтении

апрель

Как формировать навык  осознанности чтения

май

Вторая суббота каждого месяца в 9.30

Информационно-методическое обеспечение, рекомендуемое родителям (законным представителям) учащихся и педагогам, а также всем, у кого появился общий запрос на логопедическую помощь специалиста.

  1. Интернет-ресурсы в помощь педагогам учреждений общего среднего образования
  1. http://www. asabliva. by
  2. http: //logopediya.com
  3. http://www.logoped-sfera.ru
  4. http: //defektolog.by
  5. http://www. logopedmaster.ru
  6. http: //defectus.ru
  7. http://www.adeli-metod.ru
  8. http: /defektolog.info/tiki/tiki-index.php
  9. http: /disgraphik.narod.ru/
  10. http://dyslexia.ru/index.php
  1. Интернет-ресурсы в помощь родителям (законным представителям) обучающихся

      1. http://2mm.ru/razvitie/721

      2. http://abvgd.russian-russisch.info/tht/logo/g3.html

      3. http:// www.rebenok.com.info/libraru/games56796

      4. http:// www.olesya-emelyanova.ru/igrushki_kubiki-rasskazhi_skazki.html

      5. http://adalin.mospsu.ru/1_01_00/1_01_04b.shtml

      6. http:// www.rebenok.com/catalog/7014

7. http://www.logoped-sfera.ru/tag/pesochnaya-terapiya

8. http://www.logoburg.com

9. http://www.umka.by

10. http://www.7ya.ru/article

11. http://www.mishka.by/dyhatelnaya -gimnastika

  1. Электронные образовательные ресурсы для всех участников коррекционного процесса:

- развивающие компьютерные программы;

комплексная программа развития интеллекта «Адалин», «Адалин: развитие речи», «Адалин: подготовка к школе», «Адалин: развитие интеллекта» (Российская Федерация, психологический центр «Адалин», 2009г.)

«Весёлый художник» (Российская Федерация, Data Sun «Бука», 2004г.)

«Гарфилд первоклассникам» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005г.)

«Фантазёры. Волшебный конструктор» (Российская Федерация, ООО «Новый диск», 2008г.)

- специализированные компьютерные программы;

программный комплекс по основным направлениям коррекционно-развивающей работы «Умничка»: социально-бытовая ориентировка «Делаю сам»; пространственное ориентирование «Я ориентируюсь», «Мир звуков», развитие зрительного восприятия «Весёлые испытания», «Мир в рисунках»;

развитие познавательной деятельности «Я познаю мир», «Я и мир вокруг» (Республика Беларусь, БГПУ, 2010г.);

по формированию представлений об окружающем мире: «Лента времени», «В городском дворе» (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (далее – ИКП РАО), Кукушкина О.И., 2002г.);

по развитию предметно-практической деятельности «Мир вокруг меня» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (Российская Федерация, ИКП РАО, Кукушкина О.И., 2002г.);

по формированию математических знаний, умений, навыков «Специальное образование. Математика 1 – 5 класс» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

- специальные программы-тренажёры для развития зрительного восприятия

«Тир», «Галактика», «Льдинка», «Карусель», «Охота» (Российская Федерация, НПФ «ВИДА», 2007г.)

Методические, теоретические и практические пособия и материалы (печатные источники)

  1. Литература, рекомендованная по исправлению недостатков устной речи (произносительной стороны речи)

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С.-П., 2004

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и минатюры. М., 23001

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания. М., 2004

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М., 1985

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. С.-П., 2003

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов.  М., ГНОМ, 2007

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий по закреплению произношения поставленных логопедом звуков.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М., 2011

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Е., 2002

Рождественская В., Радина Е. Воспитание правильной речи. М., 1968

Флёрова Ж.М. Логопедия.Р.-на-Д., 2001

Цвынтарный В. Радость правильно говорить. М., 2002

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.М., 2003

II. Литература, рекомендованная по коррекции нарушения чтения.

  1. Азова О.И. «Занимательное чтение (конфетка)»
  2. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Б., 1998
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Т.А. Чтение без принуждения. М., 1987
  4. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
  5. Визель Г.Г. Нарушения чтении и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005
  6. Волина В.В. Азбуковедение
  7. Жукова О.С. Букварь для будущих отличников. М.: АСТ, 2008
  8. Занко Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. Вопросы психологии. 1995
  9. Засорина Л.Н., Данилова Н.В. Навыки громкого чтения. С.-П., 1996
  10. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987
  11. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение. М., 2000
  13. Корнев А.Н. Дислексия Материалы третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2007
  14. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. СПб., 2010
  15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003
  16. Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших щкольников. СПб., 1998
  17. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. СПб., 2003
  18. Локалова Н.Н. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» 1998
  19. СадовниковаИ.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М., 2005
  20. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма. М., 2018
  21. Сюзева Н.П. Занимательные упражнения для развития навыка чтения. Журнал «Логопед» №1, 2011, с. 92
  22. Федорин О.С. Я учусь читать. М., 1993
  23. Ястребова А.В., Бессонова Т.Н. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

Интернет-магазины

Книжный Интернет-магазин «Лабиринт» (www.labirint.ru);

Интернет-магазин «Всё для логопеда» (www.logopedshop.ru);

Интернет-магазин «Книжная лавка логопеда» (www. logopedkniga.ru).

Интернет-магазин учебно-методической литературы (www.UCHMAG. RU)

Рекомендации по работе с учащимися с трудностями

в обучении

Коррекционно-развивающая работа с детьми,

требующими особого внимания

  1. Не забывайте: постоянная негативная оценка лишает ребёнка уверенности в своих силах, и постепенно угасает его познавательная активность, пропадает всякое стремление что-либо делать, чего-либо добиваться.
  1. Главная задача педагогов и родителей, с самого начала поддержать у ребёнка веру в себя, стремление и привычку к терпеливому, систематическому труду.
  1. Ребёнку, получающему плохие отметки, родители обычно запрещают заниматься в кружках, в спортивной секции, считая, что это будет его отвлекать. А между тем дело, которое у него получается, которое ребёнок любит, помогает ему стать увереннее, способствует общему развитию и сохранению интереса к познанию.

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ

Ребёнок должен выполнять доступные задания и получать удовлетворение от сделанного.

     Поощрять ребёнка нужно, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима.

     Поощрять в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также показать, что другие могут быть в чём-то лучше его и что он может допустить это.

     Показать своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивать вслух свои результаты и возможности.

     Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (каким он был вчера и каким, возможно, будет завтра).

Трудности в обучении. Общие рекомендации

  1. Попытка совладать с таким ребёнком строгостью, наказанием заранее обречена по провал.

Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребёнка

 непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы,

 игровые методы обучения, наглядность, больше эмоциональности при объяснении.

Если наряду с игровым поведением ребёнок не ориентируется в очевидных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.

  1. Уделение ребёнку внимания.

Истинным наказанием для него является только лишение внимания.

Поэтому в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. А главное, свести к минимуму эмоциональность реакций. Найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях.

          Помнить, что первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывом негативизма. В это время необходимо быть особенно терпеливым, чтобы вести себя в соответствии с первой рекомендацией.

  1. Поддержание доброжелательных отношений.

- Поиск и обеспечение сферы успеха.

- Обеспечение щадящего оценочного режима в сферах неуспеха.

- Снижение значимости сферы неуспеха.

- Одновременное проведение работы по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или дефектологом.

4. Помощь ребёнку в поиске сферы успешности, где бы он мог стабильно

 утверждаться и получать признание взрослых (занятия абстрактной живописью, модным спортом, танцами). Включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий).

         Помощь в учёбе (поощрение успехов, активности на уроке, изучение дополнительного материала).

         5. Спокойный стиль взаимоотношений. Рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.

6.Установление тесного контакта с родителями ребёнка. Без совместной

работы с ними коррекция будет малоэффективна.

 «Учимся читать прямые и обратные слоги»

Начиная обучение чтению, надо помнить, что единицей чтения является слог, но не буква.

  1. Для плавного и осмысленного чтения слов необходимо научить ребёнка прочитывать слитно слоги, пропевая, если возможно, согласные и гласные звуки в обратных и прямых слогах.

Исключаются буквы тех звуков, которые произносятся дефектно или не тянутся, а произносятся быстро: Б, П, Д, Т, Г, К, Ч.

- Не надо при подготовке ребёнка к школе учить весь алфавит. Знание алфавита не решает проблемы техники чтения, в основе которой лежит прежде всего сформированный звуковой анализ и синтез.

- На первых порах лучше называть букву одним звуком.

Примечание: прямой слог называют слогом-слиянием.

  1. Для выработки слитного чтения слогов помогает лентопротяжное пособие (на картоне вырезают окошки для лент с написанными буквами или слогами и прорези).
  2. Если ребёнок знает несколько букв и не может понять технику чтения слогов-слияний, то следует:

- взять слоги только с одной согласной, но разными гласными и тренировать в нахождении одного из этих слогов после того, как каждый слог будет медленно с интонированием прочитан взрослым;

- предъявить эти слоги и читать вместе с ребёнком, перемещая пальчик, как указку;

- попросить ребёнка самостоятельно прочитать указанный слог;

- напечатать этот слог, копируя, а затем по памяти. Прочитывать вслух, что написал.

Примечание: на этом этапе работы необходимо формировать понятия «звук» и «буква».

  1. Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова надо строить с опорой на схему звукового состава слова (фишки красного, синего, зелёного цветов)

Примечание: объёмный звук лучше соотносить с объёмной структурой фишек. Это помогает ребёнку легче воссоздать усложняющиеся звуковые структуры.

  1. При обучении слитному чтению прямых слогов вводится опережающая ориентация на гласную букву, чтобы подготовить ребёнка к произнесению предшествующего звука.
  2. Фонетические зарядки необходимо насыщать чтением открытых и закрытых слогов.

Примечание: организовывать игры с перебрасыванием мяча и отражённым проговариванием или при чтении слогов хлопать с усилением голоса и хлопков на ударном слоге, дирижированием.

  1. В процессе работы необходимо формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза по вопросам на уровне слога:

-   Какой звук слышим после согласного? Перед гласным?

-  Назови звук, стоящий перед согласным. После гласного.

9. Необходимо работать по дифференциации прямых и обратных слогов, т.к. при чтении и письме «он» читают «но»…

Можно использовать задание на исключение неподходящего слога из цепочки слогов:

- са, со, но, ак, ку;

- ор, ро, со, ас;

- ик, ан, ли, ул.

Задание по таблице:

по

су

ла

ни

му

оп

ус

ал

ин

ум

Ребёнок должен стараться объяснить свой выбор. Развивается при этом не только внимание, но и мышление, речь.

 «Как освоить технику чтения слов»

  1. Выработать понятие «слово».

Рядом с надписями - словами можно расположить предметы игрушки. Глядя на предмет, дети учатся читать слова.

  1. Выработать слитное чтение односложных слов (СГС).

Односложное слово легко охватывается взглядом и

прочитывается, потому что зрительная память детей на линейный ряд обычно не ниже трёх элементов.

Рекомендуемые занятия:

-фонетические зарядки, которые включают в себя чтение по подобию и постоянно усложняются;

а) дом                     мак                 сук

    ком                     рак                  бук

    лом                     лак                  лук

    сом                     бак                  жук

б) бак                     дом                 лак

    бок                     дом                 лук

    бык                     дым                лик

в) сок                     ров

    сом                     рог

    сон                     рос

    сор                      рот

г) ток-кот, нос-сон, кит-тик слова – перевёртыши)

д) чтение слов через абак (лентопротяжное пособие)

Выводы:

  • устанавливается прочная связь между зрительными и

    речедвигательными образами слов;

  • вырабатывается дифференциация сходных единиц чтения;
  • накапливается в памяти ребёнка односложные слова;
  • формируется слитное беглое чтение;
  • происходит слияние воедино восприятия зрительного образа

    и осмысления слова.

- чтение и развитие психологической базы речи: развитие фонематических процессов, звукобуквенного анализа и синтеза слов, а также внимания, памяти и мышления.



 

Рекомендуемые виды работ:

  • работа с буквенными  таблицами;
  • игра «Собирай буквы в любых направлениях»;
  • задание-игра «Жмурки»;
  • игра «Звуко-буквенное домино»;
  • игры «Парашютики», «Следопыт», «Шифровальщик»,

   «Ступеньки», «Улитка» и др.

  • слоговые ребусы, слоговое домино.

«Учимся различать закрытые слоги и односложные слова»

             

Если у ребёнка уже сформировано быстрое чтение прямых слогов, то следующий этап –чтение закрытых слогов, когда гласный находится между двух согласных.

На этом этапе надо вырабатывать:

- внятное артикулирование звуков;

- увеличение темпа чтения;

- чтение слогов слева направо и справа налево (сон-нос);

- фонетические зарядки, которые развивают силу голоса и речевое дыхание;

- умение дифференцировать закрытый слог и односложное слово (мак – слово, а мак - слог, т.к. не имеет значения).

Звукобуквенный анализ и синтез:

а) Чтение закрытых слогов: нан, нон, нун, нин;

б) Фонетические зарядки: нан – нан - нан

                                           нан – нан – нан

                                            нан – нан – нан

в) Изменение третьей буквы на изученные: с,м,к,л…

                                   н   а   с

                        н   о   с

н   у   с

                        н   ы   н  

                        н   и   с

г) Чтение слева направо и наоборот;

д) Нахождение слогов – слов, например:

    нас, нос, сон, сан, сын.

е) Дифференциация слов «перевёртышей» (сон-нос) по

    звукобуквенному составу;

ж) Использование пособия с тремя лентопротяжными

     лентами или с одной;

з) Игра в «прятки».  «Полубуковки».



 

Задания:

  1. Прочитай каждое слово по полубуковкам.
  2. Открой шторку и прочитай это слово ещё раз.
  3. Составь схемы звукового состава слов.
  4. Назови слово, в котором первый звук – мягкий (рис).
  5. Я назову по порядку звуки, а ты укажи слово: (с,о,к), (р,и,с), (с,у,п), (к,о,м).

Примечание: это – развитие звукового синтеза, помогающего по следу прочтения каждой буквы понять смысл слова.

  1. Прочитай записанные слоги и слова.



 

КОР     СЫН    МИТ    ЛЫК

  СЫР     КУН     НОТ     КОТ



 

Рекомендации: по мере обучения чтению в фонетическую

зарядку включаются и отрабатываются слоги, которые употребляются в словах, вызывающих затруднения при чтении.



 

ста – ста – ста       стла – стла – стла         стлан – стлан - стлан

ста – ста – ста       стла – стла – стла         стлан – стлан – стлан

ста – ста -  ста       стла – стла – стла         стлан – стлан - стлан



 

паст – паст - паст                пласт – пласт – пласт

паст – паст – паст        пласт – пласт – пласт

паст – паст – паст        пласт – пласт – пласт

 «Как развивать навык выразительного чтения»

(специально подобранные упражнения)


 

  1. Для выработки правильного речевого дыхания:

- упражнения для разминки (по методике А.Г. Ипполитова: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом;

- прочитай на одном выдохе: АОУыИ; ОУыИА.

2. Для работы над голосом (регулировка его силы, темпа, высоты):

   - для знакомства с буквой закрепляется произношение звука:

     произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса,

     подними и опусти его по ступенькам; звук [о], повышая и

     понижая голос;

  - хоровое чтение.

        Четверостишия, используемые на физкультминутках.

Ак-ак-ак- - вырос в поле мак.

(3 хлопка, присесть)

От-от-от – это бегемот.

(3 хлопка, руки в стороны, шаги на месте)

Ук-ук-ук – вот ползёт паук.

(3 хлопка, потянуться вверх)

Ит-ит-ит  самолёт летит.

(3 хлопка, руки в стороны, наклоны)

А. Прокофьев «Опёнок»

(Дети заучивают и произносят, сопровождая движениями)

Влез опёнок на пенёк,

(Дети сидят на корточках, потом встают)

Простоял один денёк,

(Стоят, взмахивая руками)

Тоненький-тоненький,

Ножка -  что соломинка!

А потом склонился

(Наклоняются вперёд, раскачивают руками)

И совсем свалился!

(Стоят в таком положении пока не остановят руки)

  1. Для работы над дикцией (чёткости  произношения слогов, слов в процессе речи):

а) Проговаривание скороговорок (без голоса -  медленно; шёпотом – быстро – громко). Их можно связать с темой урока (перед знакомством  с буквой  закрепление произношение звука):

Зоя – зайкина хозяйка,            Два щенка щека к щеке

Спит в тазу у Зои зайка.         Щиплют щётку на песке.


 

Маша и Даша,                          Проворонила ворона воронёнка.

Ешьте пшённую кашу.

   б)  Проговаривание чистоговорок с различной громкостью.

Ом-ом-ом – мы построим новый дом.

                        Уп-уп-уп – я готовлю суп.

                        Бы – бы – бы - в лесу растут грибы.

 «Как формировать умение беглого чтения»

Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово:

с          о              к

но        с              ки

с          а              м

                                   с                      в              ета

                                   м                     е              сто

                                   ка                    т              ок

                                   ку                    к              ла

                                   маг                  а              Зин

и          в              а

кр        е              сло

кле      т              ка

ку        к              ла

р          а              к

2. «Бегущая лента» - через отверстие в картоне протягивается полоска, на которой записаны слоги и слова. надо успеть прочитать и запомнить их.

3. Поиск второй половины слова:

            кос – ничий

            лес – та

            пар – мос

            мо – за

            ро – вок

            со – тор

            ко – на

            го – са

            вес – род

    Данный приём необходимо  использовать  при повторном чтении текста, чтобы у школьников  не пропадал интерес к нему на протяжении занятия.

  1. Приёмы работы для формирования  беглого чтения  при повторном чтении текста:

- чтение  шёпотом, затем громко, затем про себя;

- чтение в темпе скороговорок;

- с убыстрением темпа;

- выборочное чтение;

- чтение с эстафетой;

- с заданием;

- жужжащее чтение;

- чтение по знаку – подготавливается два набора цветных полосок: один – для учителя, другой для детей.

        Учитель поднимает полоску определённого цвета, читает тот ученик, у которого полоска такого же цвета.

«Как развивать навык  правильности чтения»

        Для овладения правильным чтением ребёнок должен запомнить графический образ буквы. Для этого можно использовать следующие упражнения:


 

  1. Обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв;
  2. Дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребёнка букву, а тот должен опознать её;
  3. Подбор картинок  (на что похожа буква?) для лучшего запоминания буквы, её конфигурация должна быть сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука.


 

Для закрепления изученных букв применяются упражнения.

  1. «Сколько здесь букв?»
  2. «Буквы сломались. Почини»
  3. «Городок букв» - для закрепления умения  различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки. Здесь каждая буква «живёт» на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета. Все гласные находятся в «домиках» с красными крышами, согласные – в «домиках» с синими крышами и т.д. Кармашки заполняются по мере прохождения букв.


 

С помощью «Городка букв» проводятся различные игры: «Кто живёт на этой улице?», «Какого цвета наш дом?»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 






 







 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.