Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Советы учителя - дефектолога

Дата: 12 января 2015 в 22:10, Обновлено 14 сентября в 11:04

            Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) – подразделение образовательного учреждения ГУО «Средняя школа № 21», целью деятельности которого является создание коррекционно-развивающей среды, реализующей программу коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.

            Основными задачами деятельности ПКПП (кабинета учителя-дефектолога) являются:

- исправление нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)

  обучающихся.

            Содержание и организация деятельности ПКПП определяется нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст.15), постановлением  Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012) и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих работу ПКПП.

            Оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи осуществляется учителем-дефектологом Дементьевой Ольгой Викторовной.

Учитель-дефектолог осуществляет свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, обследуя их, определяет структуру и степень выраженности имеющегося дефекта; комплектует группы для занятий; проводит групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работает в тесном контакте с учителями, воспитателями ГПД, психологом школы и другими специалистами.

      Основная цель коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога на 2019/2020 учебный год: построение системы коррекционно-развивающей работы в ПКПП для обеспечения равных стартовых возможностей обучающимся, имеющих трудности в обучении и общении, обусловленные речевым недоразвитием при взаимодействии всех педагогов и родителей учащихся начальной школы.

      Основные задачи коррекционно-развивающей работы в 2019/2020 учебном году:

- создание предпосылок, необходимых для предупреждения трудностей первоначального

  обучения грамоте (или навыка письма);

- формирование обобщённых представлений: речеслуховых, речедвигательных, зрительно-

   пространственных, зрительно-двигательных, необходимых для овладения стойким и

   правильным навыком письма;

-  создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства;

-развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциация

   звуков речи, звуко-буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез и др.);

-  развитие артикуляторно-голосового аппарата и просодической стороны речи;

-  уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

   звуковой стороны речи;

-  формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;

- развитие связной речи;

- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

- развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и

  слухового внимания, памяти восприятия мышления, сенсомоторных координаций и т.д.;

- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения

  обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

- формирование у обучающихся позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие их

  способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

      Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования (директором школы №21) на основании следующих документов:

-     заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации г. Бобруйска».


 

График работы

Дементьевой О.В., учителя-дефектолога

пункта коррекционно-педагогической помощи

на 2019/2020 учебный год

Дни недели

Время проведения коррекционных занятий

Понедельник

10.00 – 13.00;  13.30 - 16.20      Обед: 13.00 – 13.30                    

Вторник

  9.30 – 12.30;  13.00 - 15.50     Обед: 12.30 – 13.00

Среда

10.00 – 13.00;  13.30 - 16.20      Обед: 13.00 – 13.30

Четверг

 9.30 – 13.15;  13.45 – 16.35      Обед: 13.15 – 13.45

Пятница

 9.30 – 12.40;  13.10 – 16.00      Обед: 12.40 – 13.10

Суббота

 9.00 – 10.00

Среди учащихся, поступающих в начальную школу, фиксируется определённое количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Эти дети  нуждаются в своевременной коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог не имеет возможности оказать помощь каждому обучающемуся. Но в рамках консультативного сопровождения при сотрудничестве с родителями (законными представителями) учащихся, такая помощь возможна.

График проведения

тематических консультаций

в ПКПП

в 2019/2020 уч.г.

Темы консультаций

Сроки проведения

Учимся читать прямые и обратные слоги

сентябрь

Как освоить технику чтения слов

октябрь

Учимся различать закрытые слоги и односложные слова

ноябрь

Как развивать навык выразительного чтения

(специально подобранные упражнения)

декабрь

Как формировать умение беглого чтения

январь

Как развивать навык  правильности чтения

февраль

Как формировать навык  слогослияния

март

Как выработать  навык  правильного чтения через тренировку в чтении

апрель

Как формировать навык  осознанности чтения

май


 

Вторая суббота каждого месяца в 9.30


 

Информационно-методическое обеспечение, рекомендуемое родителям (законным представителям) учащихся и педагогам, а также всем, у кого появился общий запрос на логопедическую помощь специалиста.

  1. Интернет-ресурсы в помощь педагогам учреждений общего среднего образования
  1. http://www. asabliva. by
  2. http: //logopediya.com
  3. http://www.logoped-sfera.ru
  4. http: //defektolog.by
  5. http://www. logopedmaster.ru
  6. http: //defectus.ru
  7. http://www.adeli-metod.ru
  8. http: /defektolog.info/tiki/tiki-index.php
  9. http: /disgraphik.narod.ru/
  10. http://dyslexia.ru/index.php
  1. Интернет-ресурсы в помощь родителям (законным представителям) обучающихся

      1. http://2mm.ru/razvitie/721

      2. http://abvgd.russian-russisch.info/tht/logo/g3.html

      3. http:// www.rebenok.com.info/libraru/games56796

      4. http:// www.olesya-emelyanova.ru/igrushki_kubiki-rasskazhi_skazki.html

      5. http://adalin.mospsu.ru/1_01_00/1_01_04b.shtml

      6. http:// www.rebenok.com/catalog/7014

7. http://www.logoped-sfera.ru/tag/pesochnaya-terapiya

8. http://www.logoburg.com

9. http://www.umka.by

10. http://www.7ya.ru/article

11. http://www.mishka.by/dyhatelnaya -gimnastika

  1. Электронные образовательные ресурсы для всех участников коррекционного процесса:

- развивающие компьютерные программы;

комплексная программа развития интеллекта «Адалин», «Адалин: развитие речи», «Адалин: подготовка к школе», «Адалин: развитие интеллекта» (Российская Федерация, психологический центр «Адалин», 2009г.)

«Весёлый художник» (Российская Федерация, Data Sun «Бука», 2004г.)

«Гарфилд первоклассникам» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005г.)

«Фантазёры. Волшебный конструктор» (Российская Федерация, ООО «Новый диск», 2008г.)

- специализированные компьютерные программы;

программный комплекс по основным направлениям коррекционно-развивающей работы «Умничка»: социально-бытовая ориентировка «Делаю сам»; пространственное ориентирование «Я ориентируюсь», «Мир звуков», развитие зрительного восприятия «Весёлые испытания», «Мир в рисунках»;

развитие познавательной деятельности «Я познаю мир», «Я и мир вокруг» (Республика Беларусь, БГПУ, 2010г.);

по формированию представлений об окружающем мире: «Лента времени», «В городском дворе» (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (далее – ИКП РАО), Кукушкина О.И., 2002г.);

по развитию предметно-практической деятельности «Мир вокруг меня» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (Российская Федерация, ИКП РАО, Кукушкина О.И., 2002г.);

по формированию математических знаний, умений, навыков «Специальное образование. Математика 1 – 5 класс» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

- специальные программы-тренажёры для развития зрительного восприятия

«Тир», «Галактика», «Льдинка», «Карусель», «Охота» (Российская Федерация, НПФ «ВИДА», 2007г.)

Методические, теоретические и практические пособия и материалы (печатные источники)

  1. Литература, рекомендованная по исправлению недостатков устной речи (произносительной стороны речи)

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С.-П., 2004

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и минатюры. М., 23001

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания. М., 2004

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М., 1985

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. С.-П., 2003

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов.  М., ГНОМ, 2007

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий по закреплению произношения поставленных логопедом звуков.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М., 2011

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Е., 2002

Рождественская В., Радина Е. Воспитание правильной речи. М., 1968

Флёрова Ж.М. Логопедия.Р.-на-Д., 2001

Цвынтарный В. Радость правильно говорить. М., 2002

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.М., 2003


 

Интернет-магазины

Книжный Интернет-магазин «Лабиринт» (www.labirint.ru);

Интернет-магазин «Всё для логопеда» (www.logopedshop.ru);

Интернет-магазин «Книжная лавка логопеда» (www. logopedkniga.ru).

Интернет-магазин учебно-методической литературы (www.UCHMAG. RU)

 «Учимся читать прямые и обратные слоги»

Начиная обучение чтению, надо помнить, что единицей чтения является слог, но не буква.

  1. Для плавного и осмысленного чтения слов необходимо научить ребёнка прочитывать слитно слоги, пропевая, если возможно, согласные и гласные звуки в обратных и прямых слогах.

Исключаются буквы тех звуков, которые произносятся дефектно или не тянутся, а произносятся быстро: Б, П, Д, Т, Г, К, Ч.

- Не надо при подготовке ребёнка к школе учить весь алфавит. Знание алфавита не решает проблемы техники чтения, в основе которой лежит прежде всего сформированный звуковой анализ и синтез.

- На первых порах лучше называть букву одним звуком.

Примечание: прямой слог называют слогом-слиянием.

  1. Для выработки слитного чтения слогов помогает лентопротяжное пособие (на картоне вырезают окошки для лент с написанными буквами или слогами и прорези).
  2. Если ребёнок знает несколько букв и не может понять технику чтения слогов-слияний, то следует:

- взять слоги только с одной согласной, но разными гласными и тренировать в нахождении одного из этих слогов после того, как каждый слог будет медленно с интонированием прочитан взрослым;

- предъявить эти слоги и читать вместе с ребёнком, перемещая пальчик, как указку;

- попросить ребёнка самостоятельно прочитать указанный слог;

- напечатать этот слог, копируя, а затем по памяти. Прочитывать вслух, что написал.

Примечание: на этом этапе работы необходимо формировать понятия «звук» и «буква».

  1. Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова надо строить с опорой на схему звукового состава слова (фишки красного, синего, зелёного цветов)

Примечание: объёмный звук лучше соотносить с объёмной структурой фишек. Это помогает ребёнку легче воссоздать усложняющиеся звуковые структуры.

  1. При обучении слитному чтению прямых слогов вводится опережающая ориентация на гласную букву, чтобы подготовить ребёнка к произнесению предшествующего звука.
  2. Фонетические зарядки необходимо насыщать чтением открытых и закрытых слогов.

Примечание: организовывать игры с перебрасыванием мяча и отражённым проговариванием или при чтении слогов хлопать с усилением голоса и хлопков на ударном слоге, дирижированием.

  1. В процессе работы необходимо формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза по вопросам на уровне слога:

-   Какой звук слышим после согласного? Перед гласным?

-  Назови звук, стоящий перед согласным. После гласного.

9. Необходимо работать по дифференциации прямых и обратных слогов, т.к. при чтении и письме «он» читают «но»…

Можно использовать задание на исключение неподходящего слога из цепочки слогов:

- са, со, но, ак, ку;

- ор, ро, со, ас;

- ик, ан, ли, ул.

Задание по таблице:

по

су

ла

ни

му

оп

ус

ал

ин

ум

Ребёнок должен стараться объяснить свой выбор. Развивается при этом не только внимание, но и мышление, речь.







 





 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.