Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!

Советы учителя - дефектолога

Дата: 12 января 2015 в 22:10, Обновлено 9 апреля в 21:34

К семи годам ребёнок должен:

ВНИМАНИЕ

- Выполнять задание, не отвлекаясь, около 20 минут;

- Находить 10 отличий между предметами;

- Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;

- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

- Копировать в точности узор или движение;

- Уметь находить одинаковые предметы.

МЫШЛЕНИЕ

- Объединять предметы в группы по определённым признакам;

- Выстраивать логический ряд из определённой группы фигур или предметов;

- Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

- Решать достаточно сложные логические задачи;

- Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними;

- Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

ПАМЯТЬ

- Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов;

- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;

- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

- Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух и  зрительно;

- Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

- Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных

  признаков сходства и отличия; 

- Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений;

- Составлять рассказы из личного опыта;

- Изменять слова, образуя новые;

- Пересказывать небольшие рассказы;

- Выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в

  зависимости от содержания;

- Правильно употреблять трудные формы знакомых слов;

- Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).

-  Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

ГРАМОТА

- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;

- Определять количество слогов в словах;

- Определять количество звуков в словах;

- Определять место заданного звука в словах;

- Анализировать звуковой состав слова;

- Определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком

   «ударение» ударные гласные;

- Различать гласные и согласные звуки и буквы;

- Различать твёрдые и мягкие согласные;

- Составлять предложения из 2 – 4  слов, понимать, что слова в предложении произносятся в

   определённой последовательности.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- Называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;

- Название своего родного города, столицы Родины;

- Последовательность времён года, частей суток, дней недели; название весенних, летних,

  осенних, зимних месяцев;

- Отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих;

- Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;

- Называть все явления природы;

- Знать название нашей планеты и спутника Земли.

МАТЕМАТИКА

- Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

- Соотносить цифру и число предметов;

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- Пользоваться арифметическими знаками действий;

- Измерять длину предметов с помощью условно меры;

- Ориентироваться на листе бумаги;

- Определять время по часам.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

- Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;

- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

- Ориентироваться в тетради в клетку или в линию;

- Уметь копировать фразы, простейшие рисунки;

- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

Речевая ошибка или закономерное явление?

Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством. Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая выделила три основных правила, по которым дети образуют новые слова.

Первый способ – часть какого-нибудь слова используется как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепь», Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах!») Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: «лепим», «слеплено», ребенок же выделяет ударный слог «леп» и получается «лепь».

Второй способ создания новых слов – к корню одного слова прибавляют окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете срабатывает  механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу снежинки, «умность» на основе слов  глупость, робость.

Третий способ – одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, сто и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово  нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому  это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5 до 6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет. Просто к этому возрасту ребенок прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируется самооценка и самоконтроль.

К.И. Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать  изящества и выразительности детских языковых находок».

Развитие мелкой моторики детей 5-7 лет с речевыми нарушениями

         В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с расстройствами речи, имеющих общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений.

     В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь – пальцев рук. Систематическое выполнение упражнений по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности – средство повышения работоспособности коры головного мозга. Таким образом, формирование и совершенствование мелкой моторики способствует развитию психики и интеллекта, речевой функции.

          Ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание и связная речь. Первоклассники часто испытывают трудности в овладении навыком письма. Это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений. Он предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитых  зрительного восприятия и произвольного внимания. Готовность к письму во многом определяется моторным развитием и развитием нервной регуляции движений, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

          Изучение тонких дифференцированных движений пальцев и кистей первоклассников свидетельствует о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки.

          Комплекс упражнений на развитие и совершенствование тонкой моторики включает пальчиковые игры, работу в тетрадях, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, различные физические упражнения.

          Пальчиковые игры

          Пальчиковые игры – инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие из них требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

          Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальными нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не даёт эффекта.

Пальчиковые игры включают статические (удержание определённой позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) упражнения и др. По мнению исследователей, включение в любой урок, занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъём, оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга, развивает речь.

Работа в тетрадях (отработка элементарных графических навыков)

          Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя: различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной сложности. Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку к обучению письму.

          Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных

предметов

          Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, нанизывание бус оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику. Нанизывать можно пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.п.

Также используют такие игры, как шнуровки, конструирование с бельевыми прищепками, лепка из пластилина, мозаика, конструкторы, которые также благотворно влияют на развитие мелкой моторики.

          Физические упражнения (физкультурные занятия)

          Физкультурные занятия предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, бруски и ловля меча и др.)При таком подходе, даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелкой моторики и координацию движений, дети никогда не жалуются на усталость рук. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки ребёнка к овладению графикой письма. Этому способствуют специально подобранные физические упражнения. Они помогут научиться ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку.

          Занятия по развитию мелкой моторики проводят регулярно дефектолог, воспитатель, инструктор ЛФК.

          Таким образом, развивать мелкую моторику можно не только в специально организованных условиях и на занятиях с использованием развивающих пособий, но и в быту. Чем раньше будет начата работа по формированию тонких движений, тем раньше она начнёт приносить свои плоды, тем проще ребёнку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.