Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Консультации

Дата: 12 октября в 09:27

«Подготовка ребёнка с отклонениями в развитии к школе»

     Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

      Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребёнка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей. Особая проблема -  адаптация детей с теми или иными отклонениями в развитии.

    Родители и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребёнок учился хорошо, рос физически и психически здоровым. Однако известно, что не для всех детей адаптация в школе проходит быстро и гладко. Нежелание ходить в школу, выполнять домашние задания, утомляемость ребёнка, нервные срывы, развитие невроза – довольно распространённые жалобы родителей.

    Каковы же основные виды неготовности и связанные с ними особенности адаптации к школе?

    Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи (полная или неполная), методов воспитания, состояния здоровья ребёнка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития. Чем менее приходит ребёнок в школу, тем длиннее и труднее для него период адаптации.

  Для детей, не достигших школьной зрелости, запредельными станут в первую очередь физические нагрузки. Наблюдая за такими детьми, учитель замечает, как их работоспособность падает к концу урока, а к концу учебного дня, учебной недели – накапливается утомление.

  Небольшой энергетический запас не позволяет им продолжительное время заниматься умственной работой, воспринимать объяснения учителя, организовать собственную деятельность. Уже к середине урока им тяжело сидеть за партой, следить за осанкой. Если учитель не учтёт все эти особенности, то очень скоро такой ребёнок окажется стойким неуспевающим с трудностями уже и личного плана: негативным отношением к школе, нежеланием учиться. В итоге это может привести к возникновению невроза и другим отклонениями в психическом здоровье.

  Критерием школьной зрелости ребёнка может служить его работоспособность в течение учебного дня, учебной недели или обратный показатель – утомляемость ребёнка.

   Готовность ребёнка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Здесь основными критериями готовности выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, развёрнутая речь, использование ребёнком сложноподчинённых предложений.

  Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребёнка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребёнка, т.е. определённый запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.

   Третья составляющая готовности к школе, т.е. готовность личности, прежде всего включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который даёт ему игра.

        Важной стороной готовности является сформированность качеств личности, помогающих ребёнку войти в коллектив класса, найти своё место в нм, включиться в общую деятельность. Не имея таких качеств, ребёнок работает в классе только в том случае, если учитель обращается непосредственно к нему. В остальное время он как бы отсутствует на уроке: не может продолжить за своим соседом стихотворение, не слышит ответов товарищей. Неумение ребёнка объективно оценить результат своей деятельности, совё поведение и, следовательно, адекватно отнестись к замечанию учителя, к отметке ведёт к ещё большим трудностям в адаптации к школе. Закрепившееся негативное отношение к учёбе, к школе может стать препятствием на пути всего дальнейшего обучения.

        Процесс адаптации ребёнка к школе имеет большое значение для всего его дальнейшего развития. Как он пройдёт и как скажется на здоровье ребёнка – во многом зависит от внимательного отношения к нему и его трудностям учителя и родителей.

        Нередко в классе встречаются дети с невротическими «нарушениями», проявляющимися в замедленном темпе деятельности, или с гиперактивностью. Ребёнок как бы «спит на ходу», всё делает чрезмерно медленно, «копается без конца», зашнуровывает долго ботинки, вяло ест. Он не успевает выполнить задание за отведённое время. Такой ребёнок всегда в числе отстающих. Родители этого ребёнка жалуются, что он своей медлительностью выводит их из себя. Они рассматривают такое поведение как непослушание, упрямство. Однако такой ребёнок при наличии достаточного времени может выполнять задание вполне успешно. Если объяснять материал достаточно медленно, то он понимает не хуже других детей. Таких детей нельзя постоянно понуждать к деятельности, требовать быстрого, безоговорочного выполнения заданий – это только ещё больше затормаживает его.

        Двигательная расторможенность (гиперактивность) характеризуется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью и непоследовательностью. Чем больше замечаний получает такой ребёнок, тем сильнее он возбуждается.

        После перенесённых заболеваний, особенно инфекционных, в связи с изменениями центральной нервной системы в результате травм головного мозга, а также вследствие умственных и эмоциональных перегрузок у детей развивается астения, характеризующаяся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности. Находясь в состоянии утомления, астеничный ребёнок не усваивает учебный материал, перестаёт понимать объяснения учителя, у него падает активность, нередко появляются признаки расторможенности, он становится плаксивым и капризным.

«Как пополнять словарный запас»

    Вашему ребёнку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, домашним заданием. И каждому родителю хочется, что бы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребёнок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

    Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет «добирать» новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут родительского времени.

     Предложите ребёнку игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

«По дороге домой». Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

«Что я загадал?» Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

«Загадай – мы отгадаем». Составление ребёнком загадок-описаний.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.