Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Рекомендации педагога-психолога

Дата: 7 марта в 14:04, Обновлено 12 марта в 16:58

Если Ваш ребёнок стал молчаливым и замкнутым....

Вам никак не удается вызвать ребёнка на разговор?

Вы спрашиваете его: «Как дела? Не случилось ли чего?».

Он отвечает: «Все нормально. Все в порядке», —

а вам кажется, что ребенок что-то скрывает.

Вы все более взволнованно задаете вопросы.

Он отвечает все неохотней.

Как поступить?

       • Не начинайте донимать ребёнка душевными разговорами, прекратите попытки что-либо выведать. Это только ухудшит положение. Ребенок еще больше замкнется. Найдите такое дело, которое вы будете делать вместе, тогда и возникнет общение. Но не перестарайтесь. Не стремитесь проникнуть во все уголки личной жизни ребенка. Возможно, он и отдалился от вас, чтобы почувствовать себя самостоятельно. Не нужно жить только жизнью ребенка. Пусть у вас будет своя личная жизнь, свои радости и заботы. Тогда ребенок будет охотнее делиться с вами. 

       • Пусть он знает, что вы всегда рады его выслушать, с чем бы он ни пришел. А то ведь бывает, что у ребенка неприятности в школе, а он боится, что вы рассердитесь, и скрывает их. У детей должна быть уверенность: что бы ни случилось, мама и папа всегда будут искать выход вместе с ними, дадут разумный совет. Ребенку легче будет в следующий раз обращаться к вам, если он будет знать, что вы всегда готовы его слушать. И не бойтесь, если опять почувствуете, что ребенок отдаляется от вас, сказать: «Что-то мы с тобой меньше стали разговаривать о своих делах. Почему, как ты думаешь?»

Как общаться с ребёнком, чтобы он вам доверял.

ВОСЕМЬ простых действий на каждый день

1.Любую мелочь превращайте в совместное дело

           Когда родители работают, а ребёнок предоставлен сам себе, очень сложно сохранить его доверие и стать для него другом. Всё чаще происходит так, что о проблемах ребёнка родители узнают, когда с ним что-то произошло

что нужно делать каждый день, чтобы не упустить воспитание ребёнка, не перестать его понимать и не потерять его доверие.

             Вместе завтракайте и  ужинайте, вместе ходите гулять, в магазин, в бассейн, занимайтесь спортом и т.д.  В это время обсуждайте с ребёнком всё, что происходит вокруг, спрашивайте, нравится ему это или нет и почему. Он сам расскажет, с кем мирился, ссорился, что ел и чем занимался. Отложите дела и поиграйте с ребёнком. Чтобы завоевать доверие, знакомьтесь с его друзьями, приглашайте их в дом, устраивайте совместные праздники. Но всё это — в игровой форме, без принуждения.

2.Живое общение

                Уделяйте больше времени живому общению. Реакция на простые вопросы о том, как дела и что нового в школе, с друзьями, что будем готовить на ужин, как проведём выходные, даст информацию о настроении ребёнка. Каждый день интересуйтесь тем, что происходит в его жизни: оценки, трудности во взаимоотношениях с друзьями, преподавателями. Если вы чувствуете, что ситуация вам не совсем понятна, нужно поговорить с педагогами, попросив их при этом не говорить ребёнку о вашем звонке.

3.Учитесь его слушать

            Молчание ребёнка и закрытая дверь в комнату — повод насторожиться. Подросток часто думает, что родители не смогут помочь и понять. Учитесь его слушать, не прерывая, даже если торопитесь или вам не интересно то, что он говорит. Рассказывайте детям и о своих трудностях, как вы с ними справляетесь. Можно попросить у ребёнка совета, помощи в решении бытовых вопросов: что приготовить на ужин, куда прибить полочку, какую одежду купить. Ощущение того, что с его мнением считаются, вызывает желание делиться им.

4.Контролируйте себя

«Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение», — утверждал знаменитый педагог Антон Макаренко ещё в прошлом веке.

          И с этим не поспоришь. Достойно ведите себя с другими людьми, в каких бы сложных ситуациях ни оказались. Контролируйте себя в конфликтах, не опускаясь до нецензурной брани или побоев. Кричите вы — кричит ребёнок, оскорбляете вы — будет оскорблять и он. Не обсуждайте в негативных красках свою работу, коллег, школу. Можно проговаривать собственные эмоции, но не высмеивать других.

5. Просите прощения, если ошиблись

           Родитель — не идеал, он тоже попадает в разные жизненные ситуации. Объясняйте ребёнку, почему вы так поступили и что можно было сделать по-другому.

6. Придерживайтесь одной непротиворечивой линии поведения

           Если, например, запретил идти на дискотеку папа, то мама - тоже. Если в семье существуют правила, нельзя нарушать их или выполнять время от времени. Если мнения родителей о воспитании расходятся, договоритесь без детей об обшей точке зрения, чтобы они не стали манипуляторами.

7. Личное пространство и время

           Признавайте личное пространство и личное время ребёнка. Можно обговорить время, которое он проводит один. Без его согласия не ройтесь в личных вещах ребёнка, дневниках, страничках в социальных сетях. Если думаете, что вам нужно это знать, спросите разрешения: «Можешь прочитать мне свою переписку», «Могу я взять твой телефон?».

8. Создайте ощущение безопасности в семье

                 Говорите ему о том, что для вас он очень важен, что вы готовы разобраться в его ситуации и найти правильный выход. Обнимайте чаще, говорите, что любите. Принимайте ценности и мир с его кумирами, словечками. Не высмеивайте его проблему с позиции своего возраста и опыта. Если родители ругают ребёнка, критикуют, высмеивают или не обращают внимания, он будет искать людей, с которыми ему будет спокойно.

Памятка родителям

 «Как не допустить суицид у подростка»

Ситуации риска, когда родителям и близким ребенка нужно быть внимательными и обратиться за помощью к специалистам:

– непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье;

– конфликтность ребенка по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками, унижения, травля со стороны сверстников);

– агрессивность ребенка по отношению к окружающим;

– зависимости ребенка (компьютерная, пищевая, игровая и т.д.);

– резкая негативная смена увлечений, окружения, друзей;

– смена настроения ребенка, переживания, печаль, обиды, подавленность и т.д.;

– негативные изменения в поведении ребенка (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство и т.д.);

– резкое снижение успеваемости в школе;

– изменения в самооценке;

– нарушения сна, повышенная утомляемость, длительная бессонница у ребенка;

– длительное (более одного месяца) повышение или понижение настроения, сильная тревога;

– длительные острые переживания ребенком утраты (смерти значимого близкого), несчастной любви и т.д.;

– рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью;

– неверие ребенка в свое будущее, негативная оценка настоящего и будущего, угрозы покончить жизнь самоубийством;

– наличие примера суицида в ближайшем окружении или среди значимых взрослых или сверстников и т.п.

Если Вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков (ситуаций), это уже достаточный повод для того, чтобы, прежде всего, уделить повышенное внимание своему ребенку, спокойно обсудив ситуацию, причины, уточнив, чем Вы можете помочь, совместно обдумать пути исправления, сглаживания ситуации.

 Рассмотрите возможности обращения к специалистам вместе с ребенком или самостоятельно, очно или заочно (психолог, психотерапевт).

Расскажите ребёнку о телефонах доверия: 170

Кроме того, всегда старайтесь:

- сохранять контакт со своим ребенком;

- поощрять ребенка к самостоятельному выстраиванию жизненных перспектив;

- совместно обсуждать такие понятия, как смысл жизни, любовь, дружба, предательство и т.д.;

- научить ребенка радоваться не только успехам, достижениям, наградам, но и получать удовольствие от жизни (от общения с природой, друзьями, от интересных книг, спорта, хобби и т.д.).

ОСТОРОЖНО!    КОМПЬЮТЕРНАЯ  ЗАВИСИМОСТЬ!

Определить зависимость можно так: если «общение» с компьютером  контролируется (человек пришел, поиграл и ушел), то все в порядке; если вместо запланированного часа играет несколько часов напролет, значит – это проблема. 
   Если лишить возможности играть, начинается депрессия. Дети забрасывают учебу, спорт, живое общение, и в конце концов перестают принадлежать себе. 

       Как не позволить ребёнку стать игроманом? 
   - Не позволяйте ребенку заигрываться в одну игру;
   - Контролируйте время, которое ребёнок проводит у компьютера;
   - Больше разговаривайте с ребенком, акцентируйте внимание на впечатлениях от событий реальной жизни. Тогда он сам поймет, что жизнь вокруг него более интересна, чем поверхностные впечатления от компьютерного мира.

  - Организуйте посещение ребёнком кружков, секций, курсов. 
    - Установите компьютер не в детской комнате, а в общей, чтобы можно было следить, для чего он используется. 
   - Попросите объяснить, показать, как действует Интернет. 
   - По возможности ненавязчиво общайтесь с ним во время “путешествия в сети”. Это поможет выяснить, чем он занимается в данный момент.   

Правила безопасности при общении в сети:
   - Приучите ребёнка показывать вам все, что ему причиняет какие-либо неудобства при общении в сети, вызывает сомнение, страх. 

- Нельзя оставлять знакомым из сети свой домашний адрес, номер телефона, школы. 
- Нельзя встречаться с новыми друзьями, не сообщив взрослым. 
- Нужно покинуть чат, если беседа принимает угрожающий характер. 

Информация к размышлению! 


  Если ребенок днями и ночами сидит за монитором, психологи советуют поискать корни проблемы в семье. Возможно, родители больше заняты своими делами, поэтому ребенок стремиться уйти от переживания по поводу невнимания взрослых в виртуальный мир.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»:

В любой момент оставить все дела и заняться ребёнком;

Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему;

Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст;

Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты;

Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя;

Поставить себя на место ребёнка;

Не упрекать ребёнка за прошлые ошибки;

Рассказать ребёнку случай из детства, когда вы предстали в невыгодном свете;

Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить или оскорбить ребёнка;

Выполнить обещание, данное ребёнку, даже если Вы передумали;

Выделить один день, когда Вы занимаетесь только ребёнком;

Позволить ребёнку выразить своё негодование по отношению к вашим поступкам;

Устоять против детских слёз, просьб и истерик, если Вы что-то требуете от ребёнка.

Ключ к тесту:

Могу и всегда так поступаю – 3 балла.

Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

Не могу – 1 балл.

От 30 до 39 очков: ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете рассчитывать на хорошие результаты.

От 16 до 30 очков: Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Вам надо задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 16 очков: у Вас серьёзные проблемы в воспитании ребёнка. У Вас недостаточно знаний по воспитанию ребёнка либо желания заниматься целенаправленным формированием его личностью. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.