Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

График работы консультационного пункта СППС для родителей на первое полугодие 2021/2022 учебного года

Дата: 8 декабря 2020 в 07:39, Обновлено 30 сентября в 07:13

График работы

консультационного пункта СППС для родителей

на второе полугодие 

2021/2022 учебного года

        

Подростковый возраст – важный  этап формирования у человека опыта реагирования на критику.

Этот опыт может быть как травматичным, болезненным, накладывающим негативный  отпечаток на его дальнейшую жизнь, так и позитивным, выступающим в качестве ресурса для преодоления затруднений в общении с другими людьми и отстаивания личных границ. Именно родители могут помочь подростку реализовать второй вариант.

Вместе с тем есть и ситуации, когда критика вполне уместна. Но она обязательно должна быть конструктивной, с предложением подростку конкретных способов устранения недостатков, изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. Конструктивная критика предполагает заинтересованность критикующего в позитивном результате и сохранении уважения к собеседнику.

Взросление - сложное дело. Для того, чтобы стать взрослым, подростку необходимо отказаться от детских моделей поведения и прежних способов общения в семье, с другими людьми. Он должен сам определить, что для него важно, а что - нет. Через такого рода провокации (нагрубил, отказался, не выполнил и т.д) подросток ищет подтверждения своему отдельному от взрослых существованию. Ему необходимо получить в ответ реакцию, встретить сопротивление, которое убедит его, что есть ОН и есть ДРУГИЕ.

Подросток нащупывает пределы дозволенного: что можно делать ему, уже не ребенку, а чего нельзя. Он таким образом формирует опыт, ищет признание своей ценности и значимости даже при совершении негативных поступков. Подросток как бы задает себе вопрос: «А вот таким будете меня любить?».

Подросткам необходимо видеть перед собой компетентных, заботливых, счастливых родителей, которые живут своей полноценной жизнью и проявляют интерес к их жизни, не переходя при этом тонкие грани «отдельности» сына или дочери.

Психологи считают, что  главными факторами, определяющими наличие или отсутствие положительного влияния родителей на формирование у подростка здоровой  психики, являются забота, теплота, внимание и интерес, проявляемые ими по отношению к подростку.

Помните, что подростки чрезвычайно чувствительны к критике. Не злоупотребляйте критическими высказываниями в их адрес. Используйте только конструктивный вид критики.

Учите  на собственном примере адекватно реагировать на критику: сохранять самоуважение, проявлять терпение к собеседнику, отстаивать свои границы, извлекать опыт из критических замечаний.

Задумайтесь: если вам часто хочется критиковать подростка за его качества или действия, достаточно ли доверительны ваши отношения, имеете ли вы реальное представление о его проблемах, тревогах, устремлениях?

Поделитесь с ребенком историями из вашей жизни, когда вы были  подростком, связанные с тем, что вас критиковали. Расскажите о собственной реакции на критику в вашей юности.

Обращайтесь за помощью к психологу в случае, если ваши отношения с подростком строятся исключительно на критике и вы испытываете стресс.

Рекомендации 

по формированию у подростка жизнестойкости

         Жизнестойкость – важный жизненный ресурс человека, благодаря которому он способен не только преодолевать сложные ситуации, но и быть удовлетворенным собственной жизнью, самодостаточным, поддерживать высокий уровень физического и психического здоровья.

          Подростки с низким уровнем жизнестойкости склонны к избеганию контактов с другими людьми, уклоняются от принятия на себя ответственности за происходящее. Для них характерна низкая мотивация достижений.

       Понятие жизнестойкости характеризует психологическую устойчивость личности, является показателем её психического здоровья.             Отношение человека к переменам, к возможности применить собственные внутренние ресурсы определяет то обстоятельство, насколько он способен совладать как с повседневными трудностями, так и с экстремальными жизненными обстоятельствами.

        Как закалять характер?

       Подростковый период – один из самых проблемных. Жизнь современных подростков протекает в условиях   постоянно растущего темпа практически всех видов деятельности, при постоянных информационных перегрузках.

Психологи утверждают, что основные компоненты жизнестойкости формируются у человека в детстве и отчасти в подростковом возрасте.

      Оказывается, наличие таких стрессов в ранней жизни ребенка, как экономические трудности семьи, частые переезды, развод родителей, положительно сказываются на формировании у него жизнестойкости, если сопровождаются ощущением своего предназначения в жизни и поддержанием высоких стандартов со стороны взрослых.

    Для формирования жизнестойкости  несовершеннолетнему человеку важна и необходима поддержка, любовь и одобрение со стороны  родителей.

Немаловажно умело поддерживать инициативу ребенка, поощрять его стремление справляться с задачами возрастающей сложности даже иногда на грани своих возможностей.

            По мнению психологов, воспитание жизнестойкости напрямую зависит от отношений родителей с ребёнком – ведь это качество личности закладывается с раннего  детства.

Формировать жизнестойкость можно в любом  возрасте, педагоги также могут внести в это значительный вклад.

    Жизнестойкость -  важный ресурс, который помогает человеку поддерживать своё психическое, социальное и физическое здоровье, не только  повышает качество жизни, но и служит основой для дальнейшего личностного роста, помогает выстоять в любых обстоятельствах.

  • Создавайте среду, в которой ребенок будет ощущать постоянство семейных устоев, где отсутствуют унижения, оскорбления и жестокое обращение.
  • Развивайте в ребенке самоуважение, создавайте условия для реализации его талантов, способностей.
  • Подчеркивайте значимость семьи, воспитывайте чувство гордости за неё.
  • Поощряйте самостоятельность ребенка, предоставляйте ему возможность выбора занятий, способствуйте формированию у него чувства защищенности.
  • Приучайте ребёнка чётко определять проблему, формируйте у него осознание, что проблемы – это часть нормальной жизни, совместно с ребёнком ищите выход из них.
  • Учите ребёнка быстро принимать  решения, так как проблемы часто

возникают из-за того, что он пассивен, беспомощен.

  • Помогайте ребёнку переводить негативные эмоции в  позитивные.
  • Поощряйте активность ребёнка.
  • Учите дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
  • Формируйте у ребёнка веру в себя.
  • Помогайте определить ребёнку, как и где он может попросить помощи в случае необходимости.
  • Чётко формулируйте правила жизнедеятельности ребёнка и неукоснительно требуйте их соблюдения.
  • Предоставляйте ребёнку возможность открыто выражать свои чувства.

Конструктивное общение в семье с подростком

подготовила:

Белоглазова О.Н., педагог-психолог

                     Очень часто родители, стремясь повлиять на эгоистичное поведение подростков, выбирают стратегию осуждения и критики, искренне уверены в её конструктивности, не сомневаются, что в будущем дети будут благодарны им за эти замечания и наставления. Однако в силу своих возрастных особенностей – гормональная перестройка организма, бурное физическое развитие, резкая смена настроения, неустойчивая самооценка – подросток не готов, не способен адекватно  воспринимать критические замечания в свой адрес и может, наоборот, поддавшись чувству противоречия и обиды, наделать новых ошибок.

Как научить взрослеющего человека конструктивно реагировать на критику?

Как сформировать способность критически оценивать собственные действия и поступки? Как побудить к работе над их преодолением?

Отношение подростков к критике со стороны часто становится темой опросов среди несовершеннолетних. Вот стандартный набор фраз, которые слышат ребята от своих родителей: «Я в твоем возрасте…», «Вот в моей молодости…», «Нужно делать так…», «Родители плохого не посоветуют…», «Ты должен или обязан родителям….» и так далее.

Реакция подростков чаще по итогам опросов среди подростков следующая: игнорирую(72%), ухожу от общения(68%), спорю и пытаюсь грубить родителям(67%), промолчу, чтобы избежать конфликта(46%), прислушиваюсь и начинаю «копаться в себе»(32%), соглашаюсь и продолжаю делать по-своему(28%).

Больше 40% несовершеннолетних говорили, что их реакция зависит от того, кто именно их критикует: значимый в их  жизни человек или нет; на сколько часто их критикуют; обоснована ли критика.

Чаще всего подростки испытывают в ситуации критики злость, чувство протеста, раздражение, разочарование, обиду; в меньшей степени подавленность, стыд, смущение, грусть.

Результата статистических данных по данному опросу говорят о том, что постоянная критика подростка со стороны взрослых может привести к негативным последствиям для его психического развития. Длительное переживание негативных эмоций формирует такие черты характера, как упрямство, агрессивность; расшатывают самооценку, снижают уверенность в себе и даже могут привести к депрессии, ощущению собственной никчемности и ненужности.

Так почему же  всё таки родители и педагоги используют критику как основной инструмент для воспитания?

Родители и педагоги, к сожалению, не всегда готовы видеть в подростке взрослого человека с собственным внутренним миром, не похожим на мир взрослых. Осуждая поведение, внешний вид сына или дочери, родители сохраняют иллюзию неизменности своей жизни и незыбленности своего авторитета. Продолжая относиться к подростку, как к беспомощному ребенку, они остаются в плену своих страхов  за своего ребенка. Родителям и педагогам необходимо осознать, что негативные замечания, высказываемые в адрес подростка, зачастую являются отражением их собственных проблем.

Вместе с тем есть и ситуации, когда критика вполне уместна. Но она обязательно должна быть конструктивной, с предложением подростку конкретных способов устранения недостатков, изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. Конструктивная критика предполагает заинтересованность критикующего в позитивном результате и сохранении уважения к собеседнику.

Взросление - сложное дело. Для того, чтобы стать взрослым, подростку необходимо отказаться от детских моделей поведения и прежних способов общения в семье, с другими людьми. Он должен сам определить, что для него важно, а что - нет. Через такого рода провокации (нагрубил, отказался, не выполнил и т.д) подросток ищет подтверждения своему отдельному от взрослых существованию. Ему необходимо получить в ответ реакцию, встретить сопротивление, которое убедит его, что есть ОН и есть ДРУГИЕ.

Подросток нащупывает пределы дозволенного: что можно делать ему, уже не ребенку, а чего нельзя. Он таким образом формирует опыт, ищет признание своей ценности и значимости даже при совершении негативных поступков. Подросток как бы задает себе вопрос: «А вот таким будете меня любить?».

Подросткам необходимо видеть перед собой компетентных, заботливых, счастливых родителей, которые живут своей полноценной жизнью и проявляют интерес к их жизни, не переходя при этом тонкие грани «отдельности» сына или дочери.

Психологи считают, что  главными факторами, определяющими наличие или отсутствие положительного влияния родителей на формирование у подростка здоровой  психики, являются забота, теплота, внимание и интерес, проявляемые ими по отношению к подростку.

Родители детей с адекватной самооценкой используют демократичные методы воспитания, построенные на доверительных детско-родительских отношениях. Родители детей с заниженной или с завышенной самооценкой часто бывают непоследовательны в своих ожиданиях и методах их воспитания, слишком разрешают или запрещают, достаточно критично относятся к детям. Часто в таких случаях ребенок и идет «в наступление», начиная сам критиковать родителей.

Подростку важно приобрести опыт возражений на критику и сформировать способность отстаивать свои границы. Прежде всего родителям нужно понимать, что конструктивная критика - это в первую очередь конфиденциальный анализ того, что создаёт дискомфорт в отношениях или деятельности. Она включает в себя такой обязательный элемент, как «Я-высказывание» (взрослый говорит о своих чувствах, мыслях и действиях в первом лице и в деликатной форме выражает свои пожелания и советы). Чрезвычайно важно при этом учитывать индивидуальные особенности ребёнка.  Если подросток достаточно чувствителен к критике, желательно заранее предупредить его о непростом разговоре. Таким образом взрослеющий  человек получит информацию, что родители считаются с его мнением и ищут пути к сохранению хороших отношений.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.