Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!

Советы учителя-дефектолога

Дата: 11 сентября в 11:20, Обновлено 15 сентября в 17:14

Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) – подразделение образовательного учреждения ГУО «Средняя школа № 21», целью деятельности которого является создание коррекционно-развивающей среды, реализующей программу коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.

            Основными задачами деятельности ПКПП (кабинета учителя-дефектолога) являются:

- исправление нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)

  обучающихся.

            Содержание и организация деятельности ПКПП определяется нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст.15), постановлением  Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012) и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих работу ПКПП.

            Оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи осуществляется учителем-дефектологом Дементьевой Ольгой Викторовной.

Учитель-дефектолог осуществляет свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, обследуя их, определяет структуру и степень выраженности имеющегося дефекта; комплектует группы для занятий; проводит групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работает в тесном контакте с учителями, воспитателями ГПД, психологом школы и другими специалистами.

      Основная цель коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога на 2020/2021 учебный год: построение системы коррекционно-развивающей работы в ПКПП для обеспечения равных стартовых возможностей обучающимся, имеющих трудности в обучении и общении, обусловленные речевым недоразвитием при взаимодействии всех педагогов и родителей учащихся начальной школы.

      Основные задачи коррекционно-развивающей работы в 2020/2021 учебном году:

- создание предпосылок, необходимых для предупреждения трудностей первоначального

  обучения грамоте (или навыка письма);

- формирование обобщённых представлений: речеслуховых, речедвигательных, зрительно-

   пространственных, зрительно-двигательных, необходимых для овладения стойким и

   правильным навыком письма;

-  создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства;

-развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциация

   звуков речи, звуко-буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез и др.);

-  развитие артикуляторно-голосового аппарата и просодической стороны речи;

-  уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

   звуковой стороны речи;

-  формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;

- развитие связной речи;

- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

- развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и

  слухового внимания, памяти восприятия мышления, сенсомоторных координаций и т.д.;

- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения

  обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

- формирование у обучающихся позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие их

  способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

      Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования (директором школы №21) на основании следующих документов:

-     заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации г. Бобруйска».

График работы

Дементьевой О.В., учителя-дефектолога

пункта коррекционно-педагогической помощи

на 2020/2021 учебный год

Дни недели

Время проведения коррекционных занятий

Понедельник

10.00 – 12.45;  13.15 - 16.25      Обед: 12.45 – 13.15                     

Вторник

  9.30 – 12.20;  12.50 - 15.45      Обед: 12.20 – 12.50

Среда

10.00 – 12.50;  13.20 - 16.20      Обед: 12.50 – 13.20

Четверг

 9.30 – 13.00;  13.30 – 15.45      Обед: 13.00 – 13.30

Пятница

 9.30 – 13.05;  13.35 – 16.45      Обед: 13.05 – 13.35

Суббота

 9.00 – 10.00

Среди учащихся, поступающих в начальную школу, фиксируется определённое количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Эти дети  нуждаются в своевременной коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог не имеет возможности оказать помощь каждому обучающемуся. Но в рамках консультативного сопровождения при сотрудничестве с родителями (законными представителями) учащихся, такая помощь возможна.

График проведения

тематических консультаций

в ПКПП

в 2020/2021 уч.г.

Темы консультаций

Сроки проведения

Подготовка ребёнка с отклонениями в развитии к обучению в школе

сентябрь

Как пополнять словарный запас

октябрь

Артикуляционная гимнастика

ноябрь

Как организовать логопедические занятия дома

декабрь

Как готовить с детьми домашние задания

январь

Учимся различать закрытые слоги и односложные слова

февраль

Как освоить технику чтения слов

март

Почему не успевает ребёнок

апрель

Недетские проблемы леворуких детей

май

Вторая суббота каждого месяца в 9.30

Информационно-методическое обеспечение, рекомендуемое родителям (законным представителям) учащихся и педагогам, а также всем, у кого появился общий запрос на логопедическую помощь специалиста.

  1. Интернет-ресурсы в помощь педагогам учреждений общего среднего образования
  1. http://www.asabliva.by
  2. http://logopediya.com
  3. http://www.logoped-sfera.ru
  4. http://defektolog.by
  5. http://www.logopedmaster.ru
  6. http://defectus.ru
  7. http://www.adeli-metod.ru
  8. http://defektolog.info/tiki/tiki-index.php
  9. http://disgraphik.narod.ru/
  10. http://dyslexia.ru/index.php
  11. Интернет-ресурсы в помощь родителям (законным представителям) обучающихся
  12.       1. http://2mm.ru/razvitie/721

          2. http://abvgd.russian-russisch.info/tht/logo/g3.html

          3. http:// www.rebenok.com.info/libraru/games56796

          4. http:// www.olesya-emelyanova.ru/igrushki_kubiki-rasskazhi_skazki.html

          5. http://adalin.mospsu.ru/1_01_00/1_01_04b.shtml

          6. http:// www.rebenok.com/catalog/7014

    7. http://www.logoped-sfera.ru/tag/pesochnaya-terapiya

    8. http://www.logoburg.com

    9. http://www.umka.by

    10. http://www.7ya.ru/article

    11. http://www.mishka.by/dyhatelnaya-gimnastika

  1. Электронные образовательные ресурсы для всех участников коррекционного процесса:

- развивающие компьютерные программы;

комплексная программа развития интеллекта «Адалин», «Адалин: развитие речи», «Адалин: подготовка к школе», «Адалин: развитие интеллекта» (Российская Федерация, психологический центр «Адалин», 2009г.)

«Весёлый художник» (Российская Федерация, Data Sun «Бука», 2004г.)

«Гарфилд первоклассникам» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005г.)

«Фантазёры. Волшебный конструктор» (Российская Федерация, ООО «Новый диск», 2008г.)

- специализированные компьютерные программы;

программный комплекс по основным направлениям коррекционно-развивающей работы «Умничка»: социально-бытовая ориентировка «Делаю сам»; пространственное ориентирование «Я ориентируюсь», «Мир звуков», развитие зрительного восприятия «Весёлые испытания», «Мир в рисунках»;

развитие познавательной деятельности «Я познаю мир», «Я и мир вокруг» (Республика Беларусь, БГПУ, 2010г.);

по формированию представлений об окружающем мире: «Лента времени», «В городском дворе» (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (далее – ИКП РАО), Кукушкина О.И., 2002г.);

по развитию предметно-практической деятельности «Мир вокруг меня» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (Российская Федерация, ИКП РАО, Кукушкина О.И., 2002г.);

по формированию математических знаний, умений, навыков «Специальное образование. Математика 1 – 5 класс» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

- специальные программы-тренажёры для развития зрительного восприятия

«Тир», «Галактика», «Льдинка», «Карусель», «Охота» (Российская Федерация, НПФ «ВИДА», 2007г.)

Методические, теоретические и практические пособия и материалы (печатные источники)

  1. Литература, рекомендованная по исправлению недостатков устной речи (произносительной стороны речи)

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С.-П., 2004

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и минатюры. М., 23001

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания. М., 2004

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М., 1985

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. С.-П., 2003

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов.  М., ГНОМ, 2007

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий по закреплению произношения поставленных логопедом звуков.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М., 2011

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Е., 2002

Рождественская В., Радина Е. Воспитание правильной речи. М., 1968

Флёрова Ж.М. Логопедия.Р.-на-Д., 2001

Цвынтарный В. Радость правильно говорить. М., 2002

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.М., 2003

Интернет-магазины

Книжный Интернет-магазин «Лабиринт» (www.labirint.ru);

Интернет-магазин «Всё для логопеда» (www.logopedshop.ru);

Интернет-магазин «Книжная лавка логопеда» (www. logopedkniga.ru).

Интернет-магазин учебно-методической литературы (www.UCHMAG.RU)

 

Методические, теоретические и практические пособия и материалы (печатные источники)

    1. Литература, рекомендованная по коррекции нарушения чтения.
  1. Азова О.И. «Занимательное чтение (конфетка)»
  2. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Б., 1998
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Т.А. Чтение без принуждения. М., 1987
  4. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
  5. Визель Г.Г. Нарушения чтении и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005
  6. Волина В.В. Азбуковедение
  7. Жукова О.С. Букварь для будущих отличников. М.: АСТ, 2008
  8. Занко Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. Вопросы психологии. 1995
  9. Засорина Л.Н., Данилова Н.В. Навыки громкого чтения. С.-П., 1996
  10. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987
  11. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение. М., 2000
  13. Корнев А.Н. Дислексия Материалы третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2007
  14. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. СПб., 2010
  15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003
  16. Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших щкольников. СПб., 1998
  17. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. СПб., 2003
  18. Локалова Н.Н. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» 1998
  19. СадовниковаИ.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М., 2005
  20. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма. М., 2018
  21. Сюзева Н.П. Занимательные упражнения для развития навыка чтения. Журнал «Логопед» №1, 2011, с. 92
  22. Федорин О.С. Я учусь читать. М., 1993
  23. Ястребова А.В., Бессонова Т.Н. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

«Подготовка ребёнка

с отклонениями в развитии к школе»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

 Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребёнка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей. Особая проблема -  адаптация детей с теми или иными отклонениями в развитии.

Родители и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребёнок учился хорошо, рос физически и психически здоровым. Однако известно, что не для всех детей адаптация в школе проходит быстро и гладко. Нежелание ходить в школу, выполнять домашние задания, утомляемость ребёнка, нервные срывы, развитие невроза – довольно распространённые жалобы родителей.

Каковы же основные виды неготовности и связанные с ними особенности адаптации к школе?

Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи (полная или неполная), методов воспитания, состояния здоровья ребёнка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития. Чем менее приходит ребёнок в школу, тем длиннее и труднее для него период адаптации.

Для детей, не достигших школьной зрелости, запредельными станут в первую очередь физические нагрузки. Наблюдая за такими детьми, учитель замечает, как их работоспособность падает к концу урока, а к концу учебного дня, учебной недели – накапливается утомление.

Небольшой энергетический запас не позволяет им продолжительное время заниматься умственной работой, воспринимать объяснения учителя, организовать собственную деятельность. Уже к середине урока им тяжело сидеть за партой, следить за осанкой. Если учитель не учтёт все эти особенности, то очень скоро такой ребёнок окажется стойким неуспевающим с трудностями уже и личного плана: негативным отношением к школе, нежеланием учиться. В итоге это может привести к возникновению невроза и другим отклонениями в психическом здоровье.

Критерием школьной зрелости ребёнка может служить его работоспособность в течение учебного дня, учебной недели или обратный показатель – утомляемость ребёнка.

Готовность ребёнка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Здесь основными критериями готовности выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, развёрнутая речь, использование ребёнком сложноподчинённых предложений.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребёнка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребёнка, т.е. определённый запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.

Третья составляющая готовности к школе, т.е. готовность личности, прежде всего включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который даёт ему игра.

        Важной стороной готовности является сформированность качеств личности, помогающих ребёнку войти в коллектив класса, найти своё место в нм, включиться в общую деятельность. Не имея таких качеств, ребёнок работает в классе только в том случае, если учитель обращается непосредственно к нему. В остальное время он как бы отсутствует на уроке: не может продолжить за своим соседом стихотворение, не слышит ответов товарищей. Неумение ребёнка объективно оценить результат своей деятельности, совё поведение и, следовательно, адекватно отнестись к замечанию учителя, к отметке ведёт к ещё большим трудностям в адаптации к школе. Закрепившееся негативное отношение к учёбе, к школе может стать препятствием на пути всего дальнейшего обучения.

        Процесс адаптации ребёнка к школе имеет большое значение для всего его дальнейшего развития. Как он пройдёт и как скажется на здоровье ребёнка – во многом зависит от внимательного отношения к нему и его трудностям учителя и родителей.

        Нередко в классе встречаются дети с невротическими «нарушениями», проявляющимися в замедленном темпе деятельности, или с гиперактивностью. Ребёнок как бы «спит на ходу», всё делает чрезмерно медленно, «копается без конца», зашнуровывает долго ботинки, вяло ест. Он не успевает выполнить задание за отведённое время. Такой ребёнок всегда в числе отстающих. Родители этого ребёнка жалуются, что он своей медлительностью выводит их из себя. Они рассматривают такое поведение как непослушание, упрямство. Однако такой ребёнок при наличии достаточного времени может выполнять задание вполне успешно. Если объяснять материал достаточно медленно, то он понимает не хуже других детей. Таких детей нельзя постоянно понуждать к деятельности, требовать быстрого, безоговорочного выполнения заданий – это только ещё больше затормаживает его.

        Двигательная расторможенность (гиперактивность) характеризуется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью и непоследовательностью. Чем больше замечаний получает такой ребёнок, тем сильнее он возбуждается.

        После перенесённых заболеваний, особенно инфекционных, в связи с изменениями центральной нервной системы в результате травм головного мозга, а также вследствие умственных и эмоциональных перегрузок у детей развивается астения, характеризующаяся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности. Находясь в состоянии утомления, астеничный ребёнок не усваивает учебный материал, перестаёт понимать объяснения учителя, у него падает активность, нередко появляются признаки расторможенности, он становится плаксивым и капризным.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.